Параллельно в дружеском соревновании с Москвой в советском Ленинграде сто лет назад формировался свой центр русского кинематографа.
4 мая 1918 года здесь создали первую советскую кинофабрику «Севзапкино», которая потом станет знаменитым «Ленфильмом». Здесь в первые годы работы создали известные фильмы «Чудотворец», «Уплотнение», «Дворец и крепость» и другие. Но вскоре старых мастеров Пантелеева, Ивановского, Висковского стала постепенно оттеснять молодежь.
О себе заявили Григорий Михайлович Козинцев и Леонад Захарович Трауберг. В 1922 году они организовали «Фабрику эксцентрического актера» - ФЭКС, где реформировали театр, вкрапляя в него элементы мюзик-холла, цирка и балагана.
Их искусство противостояло всему старому и традиционному. Свой опыт молодые мастера перенесли в кино. Ранние фильмы этих режиссеров были формалистичны. Любые темы от рекламы до обороны Ленинграда в годы Гражданской войны, использовались ими для эксцентричных трюков, для масштабных экспериментов в актерской игре и монтажа.
От экспериментов Ветрова и Эйзенштейна творчество ФЭКСОов отличалось безыдейностью и бессодержательностью. У них есть свои находки, актерские удачи – Сергей Герасимов, Янина Жеймо (знаменитая Золушка), Петр Соболевский.
В поисках собственного направления Козинцев и Трауберг испытали сильное влияние формалистического литературоведения, ставили опыты в области стилизации. Так, например, повесть Николая Гоголя «Шинель» они соединили с «Невским проспектом» и превратили в гофманиану, трактованную в духе Фрейда. Никакого социального подтекста в этом произведении не было, как и гоголевского гуманизма.
Попыткой преодолеть этот формализм и подойти к более серьезной теме стал фильм о Парижской коммуне «Новый Вавилон» 1929 года. Этот фильм отличает инновационная живописность кадров, выстроенных в манере французских импрессионистов, хорошие актерские роли, реализм в режиссуре.
В это же время в Ленинграде трудился режиссер Фридрих Маркович Эрмлер, организовавший киноэкспериментальную мастерскую – КЭМ, где работал над раскрытием революционной тематики, двигаясь по пути реализма.
Свой собственный почерк выходец из рабочей семьи Эрмлер нашел не сразу. Его первый фильм «Скарлатина» пропитан формальным подходом, а второй под названием «Дети бури» является подражанием. И только с годами Эрмлер научился создавать в своих фильмах сложные, развивающиеся характеры.
Продолжение следует…