Милый и симпатичный пятилетний ребенок. Добрый такой, улыбчивый. Смотрит в глаза, ручки протягивает. С первого взгляда даже мало кто скажет, что он - не обычный очаровательный мальчик, развитый по возрасту, а ребенок с особенностями развития.
Тёпа
Этот мальчик - один из редких "гостей" нашего спецучреждения для детей с ОВЗ. Раза два только проходил курс в стационаре, ну и к нам на занятия в творческие кружки - тоже ходил.
Вообще-то он - Стёпа, но мама его называла только Тёпой, а на Стёпу, Степана или Степашку - он не откликался. Вот и для специалистов тоже стал Тёпой.
Опечаленная мама
В отличие от вечно улыбающегося и приветливого Тёпы, мамочка его всегда ходила с хмурым лицом, а то и со слезами на глазах. Однажды, когда они пришли на занятие "по настольному театру", мама не выдержала и пожаловалась. Сказала: "Психолог из приёмной комиссии утверждает, что Тёпа не умеет выполнять даже элементарные действия и отвечать на самые простые вопросы!"
Ну а я что ей скажу? Я - не психолог, моё дело на тот момент - с ребенком в перчаточные куклы играть, а не экзамены ему устраивать, а то и судить ее, Тёпу или психолога
К тому же - он с таким интересом рассматривал и трогал куколок-животных на столе, улыбался.
Говорю ему: "Выбирай, кто нравится".
Смотрит Тёпа, тянет мою руку за палец к кукле-котику. Ну, мне так показалось.
Кукла, кто ты?
Показываю ему куклу-котика, спрашиваю: "Тёпа, знаешь, кто это?"
"Да!" - отвечает Тёпа, хлопает и опять улыбается.
"Ну вот, - вмешивается мамочка, - он узнал, это же киииса, да, Тёпа?"
"Да!" - еще громче говорит Тёпа и снова радуется.
Немного меняю ход... говорю ему:
"Тёпа, покажи мне пальчиком куклу-собачку".
Молчит Тёпа. Смотрит добрыми-добрыми (но непонимающими) глазами, снова берет за ручку и улыбается.
Боже, какой миленький, вот честно, совсем не хочется самой себе признаваться в том, что ребенок... ну не может выполнить это задание.
Мама - переживает, хочет помочь Тёпе, сама берёт со стола собачку и дает ее мне.
Айшшш, мамочка! Ну разве она не поняла, что цель моей просьбы к Тёпе была совсем другая, а не найти этого собакена, применяя "помощь зала"!
Хорошо, ладно. Беру у мамы собаку, спрашиваю Тёпу:
"Это - точно собачка?"
"Да!" - предсказуемо выпаливает ребенок.
Ага... Беру со стола куклу-зайку (ну знакомый же зверь, а не какой-нибудь "выхухоль"). Показываю и спрашиваю:
"Тёпа, а это - кто?"
"Да!" - отвечает Тёпа.
Мама - опускает голову и машет рукой в сторону сына. Тёпа - снова тянет ко мне ручки и смотрит таким взглядом, что... нет-нет, невозможно, язык не поворачивается что-то "обличающе-приговорное" о нем сказать. Не могу - и всё!
И что ты с ним делала?
Психолог, курировавшая Тёпу, иногда ходила по педагогам, которые с ним занимались и "мониторила", чего же такого новенького мальчик "намотал на ус". Спросила и у меня:
"А что вы с ним на уроке делали?"
"Да так, - говорю, - общались".
А если честно, не люблю, когда лезут в мою работу, а потом еще и некрасиво, бестактно комментируют...
"Хорошее общение, когда ребенок знает одно лишь слово и говорит его и к месту, и не к месту, - смеется психолог, - ну хоть какой-то толк от занятия есть?"
Ссссс... да есть толк! Пацан - положительные эмоции получает... или они что, неполезны? И мне самой, если честно, гораздо приятнее позаниматься с господином "Да", который радуется занятию, чем с...
Да, доводилось мне на занятиях сталкиваться с его полной противоположностью, тот еще "замес" был!
А Тёпа - очень интересный мальчик
- Он действительно, кроме слова "Да" ничего не умеет говорить.
- Но он отвечает "Да" только на фразы и предложения с вопросительной интонацией.
- Если фраза сказана утвердительной интонацией, Тёпа на нее ни за что не ответит. И просьбу - не выполнит.
И кошечку он тогда со стола взял только потому, что она ему понравилась.
А мне - сам Тёпа понравился. Не потому что он "не такой сложный в поведении", а потому, что... среди большинства озлобленных людей любого возраста, готовых послать или подставить, очень приятно попасть на такого чистого бесхитростного человека, который САМ - ничего от тебя не требует, но... доверяет и радуется общению. Пусть и такому "общению".
Вам, дорогие читатели, желаю, чтобы общение с родными, друзьями или коллегами, было приятным.