Найти в Дзене
Маринкины заморочки

Мистер Геликоптер.

В старой комедии «Волга-Волга» фигурирует купленная в Америке летающая лодка S-43. То есть, Sikorsky-43. Курсанты московской Академии имени Жуковского интересовались: кто этот Сикорский, не из наших ли? «Нет, - отвечали преподаватели. - Поляк». Однако…

Доля истины в словах педагогов была - сре­ди предков Сикорского были польские шляхтичи. Однако его отец, Иван Алексе­евич, происходил из православного духов­ного сословия. Он учился в семинарии, но по духовной линии не пошел, а поступил в Киевский университет, став впоследствии знаме­нитым психиатром. Иван Алексеевич женился на юной дворянке, которая родила ему трех дочерей и двух сыновей.

Последним 6 июня 1889 года на свет появился Игорь.

-2

Однажды Мария Стефановна рассказала сыну о Леонардо да Винчи, сделавшем набросок винто­крылого летательного аппарата.

-3

После этого Иго­рю приснилось, что он находится на борту громад­ного корабля с роскошными каютами и электри­ческим освещением. Необычным в этом судне бы­ло одно: оно не плыло по волнам, а плавно качаясь летело по воздуху. Когда Игорь рассказал об этом родителям, ему ответили, что человек никогда еще не строил таких воздушных кораблей и, ско­рее всего, это невозможно. Однако на самом деле, когда Игорю было три года, в воздух поднялся От­то Лилиенталь, а за ним - братья Райт.

Учился Игорь в морском кадетском корпусе. Море он любил не меньше неба, а воздухоплава­ние казалось слишком далекой мечтой. И все же сообщения о первых полетах изменили его судьбу.

В 1907 году после окончания корпуса юноша по­ступил в Киевский политехнический институт, где занялся конструированием летательных аппара­тов. После двухлетних опытов ему удалось постро­ить во дворе своего киевского дома первый верто­лет. Винт исправно вращался, но силы двигателя было недостаточно, чтобы оторвать машину от земли. Второй вертолет поднялся над землей, но лететь на нем было невозможно, поскольку отсут­ствовали средства управления.

Еще до этих опытов Сикорский ездил во Фран­цию, чтобы поучиться у тамошних авиастроите­лей. Один из пионеров отрасли капитан Фербер сказал ему: «Молодой человек, не тратьте время на геликоптеры. Поверьте, их научатся де­лать лет через сто, не раньше».

Сикорский на своем первом самолете БиС-1, построенном в 1910 году. Правда, взлететь на нем так и не удалось.
Сикорский на своем первом самолете БиС-1, построенном в 1910 году. Правда, взлететь на нем так и не удалось.

Уже через два месяца Сикорский вывел из ангара свой пер­вый самолет. Но и тот не желал взлетать - только подпрыгивал. Удачной оказалась толь­ко пятая по счету модель, получившая назва­ние С-5. На ней Игорь сдал экзамен на звание пилота и установил мировой рекорд скорости. Впоследствии он не раз выигрывал состяза­ния с иностранными аэропланами престиж­ных марок - «Фарман», «Ньюпор».

-5

Это была эпоха «кустарного» авиастрое­ния. Сикорскому приходилось быть в одном лице конструктором, сборщиком, ремонтни­ком и испытателем. Все заработанные день­ги и львиная доля отцовского наследства ухо­дили на строительство самолетов. В поисках единомышленников Сикорский явился на прием к председателю правления крупнейшего машиностроительного предпри­ятия - завода «Руссо-Балт». Михаил Шидловский, зараженный энтузиазмом молодого ки­евлянина, предложил ему стать начальником воздухоплавательного отделения. И Сикор­ский оправдал доверие - вскоре в России по­явился первый гидросамолет С-5А и аэросани.

В 1911 году очередной испытательный полет едва не завершился трагедией. В карбюратор двигателя попал комар, и машина камнем по­шла вниз. С трудом приземлившись, Сикор­ский пришел к выводу, что нужно строить большие многомоторные самолеты - если один двигатель заглохнет, остальные дотянут машину до места посадки. К тому же такие са­молеты могли летать дальше и перевозить больше грузов. Так был построен гигантский четырехмоторный биплан «Гранд». В мае 1913 года он пролетел над Петербургом, изрядно напугав население столицы. Авиатора посе­тил сам Николай II. Самодержец даже сфото­графировался в кабине «Гранда», уже переименованного к тому моменту в «Русского Витязя», и подарил его создателю часы.

"Русский Витязь" в Красном Селе. На борту самолета стоят Игорь Сикорский и император Николай II.
"Русский Витязь" в Красном Селе. На борту самолета стоят Игорь Сикорский и император Николай II.

Через полгода, в ноябре 1913-го Сикорский построил самый большой в мире самолет «Илья Муромец», установивший множество рекордов. Одним из них был перелет из Петер­бурга в Киев: экипаж в составе четырех чело­век и пса по кличке Шкалик преодолел 1200 километров за 20 часов. Длина воздушного ги­ганта составляла 19 метров, размах крыльев - 31 метр. Самолет был почти целиком сделан из дерева и весил больше четырех тонн. На борту имелись гостиная, спальня для пас­сажиров и даже невиданная в воздухе рос­кошь - туалет.

Огромный "Илья Муромец" в воздухе над Корпусным аэродромом. Петроград, 1914 год.
Огромный "Илья Муромец" в воздухе над Корпусным аэродромом. Петроград, 1914 год.

И хотя Сикорский конструировал мирного воздушного извозчика, «Илье Муромцу» вскоре пришлось стать солдатом. С начала первой мировой войны самолет отлично по­казал себя в схватках с немецкими истребите­лями. К 1917 году в России было построено больше 80 «Муромцев», из них неприятель су­мел сбить только один.

Сикорский неустанно улучшал конструк­цию «Муромца». Он отрывался от чертежной доски только затем, чтобы лично обучать кон­структоров и пилотов. Увы, все эти усилия оказались никому не нужными после Ок­тябрьской революции. «Руссо-Балт» был наци­онализирован, его директор Шидловский рас­терзан пьяными солдатами, а самолеты разо­браны на дрова.

С этой властью Сикорский ужиться не мог. Весной 1918 года, оставив в Киеве молодую жену, он добрался до Мурманска, где высади­лись английские войска. Но, как вскоре выяс­нилось, и в Европе у полного идей авиаконст­руктора не было будущего: война заканчива­лась, боевые самолеты были не нужны. И в марте 1919 года Игорь Сикорский сошел с трапа корабля в Нью-Йорке.

На новом месте пришлось несладко. Первое время Сикорский работал учителем математики и черчения. Он сумел вывезти с собой из России се­мью - двух сестер и маленькую дочку Татьяну. Жена ехать отказалась, и в 1924 году Игорь Иванович женился на русской беженке Елиза­вете Семеновой. У них родилось четверо сы­новей, один из них, Сергей, пошел по стопам отца. Остальные тоже нашли свое место в жизни: Николай стал скрипачом, Игорь - адвокатом, Георгий - инженером, одним из создателей первых компьютеров.

В 1923 году Игорь Иванович создал собствен­ную компанию. В ней работали шестеро рус­ских эмигрантов. На первых порах мастер­скую устроили на птицеферме, а самолеты со­бирали из металлолома. Очень помог компо­зитор Сергей Рахманинов, ссудивший землякам крупную сумму. Осуществленная компанией Сикорского доставка двух роялей из Нью-Йорка в Вашингтон на первом «аме­риканском» самолете Игоря Ивановича S-29A вызвала интерес прессы. Имя русского авиа­конструктора стало известным в Америке.

Вскоре знаменитый французский летчик Рене Фонк заказал Сикорскому самолет, на ко­тором он собирался впервые пересечь Атлан­тику. Увы, первый же полет закончился траге­дией - S-35 сгорел вместе с радистом и меха­ником. Сикорский начал строить новую мо­дель, но опоздал - через океан уже перелетел Чарлз Линдберг.

-8

Однако Игорь Иванович уже привык па­дать и подниматься. Теперь он сделал ставку на амфибии и добился успеха. S-38, разрабо­танный в 1928 году, стал первым большим гидропланом, который мог садиться практи­чески на любую водную поверхность. Фирму Сикорского завалили заказами, и компаньо­ны переехали в Стратфорд в штате Коннекти­кут. Вскоре там возник настоящий русский го­родок с церковью, школой и даже оперным театром. В то время Сикорский написал несколько богословских сочинений, в которых пытался примирить православие с данными современной науки. Советские газеты издева­лись над конструктором, «впавшим в попов­щину», а фирму Сикорского называли не ина­че как «белогвардейским гнездом». В то же время ему тайно делали предложения вер­нуться в СССР на самых заманчивых услови­ях. Однако беглец решительно отказывался, что и спасло его от неминуемой гибели в ста­линских лагерях.

Сикорский пилотирует гидровертолет - вариант своей первой винтокрылой машины VS - 300.
Сикорский пилотирует гидровертолет - вариант своей первой винтокрылой машины VS - 300.

Даже в годы американской Великой де­прессии небольшая компания Сикорского процветала. Один из его соратников Констан­тин Финне писал: «Русские летчики и инжене­ры в Америке зарекомендовали себя так хоро­шо, что при создании новых авиационных предприятий ставилось условие - половина инженеров там должна быть русскими».

В 1931 году в воздух поднялся новый гигант Сикорского - четырехмоторный гидроплан S-40, прозванный «летающим клиппером». Пилотировал его знаменитый Чарлз Линд­берг, а среди первых пассажиров была жена президента Гувера. После этого амфибии Си­корского были закуплены компанией Pan American для дальних авиаперевозок. Их широко использовали и в других странах, включая СССР (правда, личность конструкто­ра советские власти держали в тайне).

-10

Но в скором времени покупать гидросамо­леты перестали. Ну что же, нет худа без добра: Сикорский вернулся к своей давней мечте о вертолетах. В 1939 году он создал винтокры­лую машину новой конструкции и сам сел в кресло пилота. Игорь Иванович вспоминал: «Управлять машиной было трудно - я трясся так, что превратился в одну большую размы­тую кляксу. А мои товарищи, окружавшие ма­шину, упали на колени. Если вы думаете, что они молились о моем спасении, вы ошибае­тесь: они просто смотрели, оторвутся ли от зе­мли все четыре колеса одновременно».

-11

Вертолет Сикорского был одновинтовым с маленьким рулевым винтом на хвосте. Сегодня именно по такому принципу сконст­руированы больше 90 процентов вертолетов. Игорь Иванович разумно использовал и чу­жое изобретение: автомат перекоса - устрой­ство, позволявшее менять угол наклона лопа­стей винта при его вращении. Это обеспечи­вало лучшую управляемость машиной.

Во время войны началось серийное изго­товление двухместного S-47 - единственного вертолета, успевшего повоевать в составе авиации союзников на фронтах второй миро­вой.

-12

Однако сам Игорь Иванович Сикорский, ставший с возрастом убежденным пацифис­том, гордился не боевыми подвигами своих машин, а их вкладом в спасение человеческих жизней. Впервые это произошло в 1944 году, когда вертолет доставил в штат Нью-Джерси плазму крови для переливания пострадавшим при пожаре.

«Лебединой песней» конструктора стал S-58 - классическая модель, бесспорно луч­ший вертолет первого поколения. К 1957 году этих машин выпускали по 400 в год. В том же году Сикорский вышел на пенсию и осущест­вил давнюю мечту - начал путешествовать.

Он объездил всю Америку, побывал во многих странах мира, но так и не заглянул в СССР - то ли не пускали, то ли сам не хотел травить ду­шу воспоминаниями. Он увлекался альпиниз­мом и в 70 лет еще покорял вершины. Особен­но его привлекали вулканы - «могучий и ве­личественный феномен природы».

Игорь Иванович Сикорский умер 26 октя­бря 1972 года и был похоронен в городке Ис­тон в штате Коннектикут. За свою жизнь он получил более 80 наград и почетных званий, но главной наградой для него всегда остава­лась благодарность людей, которым помогли созданные им машины. А в 1989 году на доме конструктора в Киеве появилась мемориаль­ная доска…