Мы почти никогда им не рады. Мы пытаемся не признавать их всеми возможными способами и отрицаем изо всех сил. Но переломные моменты настают, хотим мы этого или нет. И это хорошо! Ведь страшно подумать, что было бы, если бы не они. Переломные моменты ведь наступают когда? Когда уже невозможно оставлять всё как есть и изменить ход вещей просто необходимо.
Мы и не меняли-то ничего потому, что думали – это невозможно.
Обычно мы ничего и не меняем, пока это возможно. Защитная реакция – замереть и не шевелиться, чтобы не причинять себе лишней боли. А ещё лучше – постараться жить, как будто всё по-старому.
Казалось бы, что мешает? Это ведь моё решение, оставить всё как есть, не так ли?
Но дело в том, что никто из нас не один в своём мире, мир один на всех. И очень часто оказывается, что поворотный момент совсем не внезапен, как нам поначалу казалось. То, что выглядит как несчастный случай, нелепое стечение обстоятельств или случайная ссора, оказывается, долго созревало.
Таким, например, стало решение отца в детективном триллере Лорриса Мюрай «12 лет, 7 месяцев и 11 дней». Здесь интересно, что пока 12-летний Уолден ещё ничего не знает, мы наблюдаем отцовские приготовления. Первое, что приходит в голову: да он же неадекватен! Это и есть зацепка, что всякий раз срабатывает в триллере: мы понимаем, что всё самое худшее уже случилось, подумываем бросить страшную историю, но с каждой страницей всё больше заинтригованы, что теперь будет. Неужели для бедного парня нет спасения от слетевшего с катушек отца? Неужели зло – оставить подростка одного в лесу, «чтобы стал мужчиной» – так и останется безнаказанным?
И, наконец, мотивы. Что-то должно было сделать Стивенсона таким, каким он стал.
Лоррис Мюрай. 12 лет, 7 месяцев и 11 дней
В вестерне Марион Брюне «Без веры и закона» тоже кажется, что похищение 15-летнего Гаррета Эбигейл Стенсон, бандиткой, которую ищет полиция всего штата – чистая случайность.
Воспоминания самого пасторского сына, однако, говорят нам совсем другое. Диктаторское поведение отца, покорность матери, невозможность ничего изменить, хотя всё очень плохо: в этом городке принято молчаливо страдать и делать... как принято.
Кстати, именно момент, когда Гаррет думает о матери, здесь самый драматичный: «Её любящая безответность убеждала нас, что перетерпеть можно всё». Нет, не всё можно перетерпеть: мама Гаррета умерла потому, что не вынесла такой жизни.
Именно тут мы понимаем: так жить нельзя, необходимо всё менять. Встреча с мятежной Стенсон была тем самым шансом.
Вот почему Гаррет подчинился этой странной женщине. Эбигейл Стенсон со своим открытым, яростным бунтом была единственной, кто посмел.
Марион Брюне. Без веры и закона
Когда в мире происходят социальные потрясения, обычные люди - те, кто страдает больше всего. Это натянутый нерв в «Сиди и смотри» дуэта писателей Андрея Бульбенко и Марты Кайдановской: то, как беззащитны мы перед тем, что от нас... не зависит? Или всё-таки зависело, до тех пор, пока не оказалось, что уже поздно? И что смешная, дурацкая, нелепая семья Кайдановских, набившихся в машину, чтобы уйти из горящего под бомбёжкой города Руби-Конь, долгие годы жила вот так же – смешно и нелепо, как бог на душу положит.
Так, как живёт на самом деле очень много семей.
Отель, который все здесь вслед за подростком Мартой называют с ударением на «о» – «ПередОхни», здесь как-то уж слишком символичен. Да и название города тоже. Раз за разом машина Кайдановских пытается пересечь Руби-Конь – пройти ту самую точку невозврата, но каждый раз оказывается на одном и том же месте.
А мы вместе с Андреем Бульбенко гадаем, удалось ли Марте с семьей вырваться из заколдованного круга, и вообще что перед нами: реальные путевые заметки из места, которое бомбят? Компьютерная игра? Интерактивное шок, то, есть шоу?
Андрей Бульбенко, Марта Кайдановская. Сиди и смотри
Салли Мо из книги Шурда Кёйпера «Бред какой-то!» спасалась от реальности в книжных мирах. У неё хорошо получалось, пока не оказалось, что она, честно, не видит никаких причин жить по-другому. Дедушка был единственным, с кем ей действительно хотелось поговорить. Нет дедушки – не с кем говорить. Всё очень просто, да?
Так Салли Мо оказывается сначала у психиатра, а затем перед решением, которое не собиралась принимать: ей запрещено читать (на время), но при этом нужно писать. Записывать в дневник всё то, о чём она отказывалась говорить – и с ровесниками, и со взрослыми.
Как ни странно, именно это и привело Салли Мо к самой себе: она стала писателем.
Что из в её дневнике правда, а что – троллинг, в смысле, художественный вымысел – пусть сами взрослые и разбираются, но это и был тот самый поворотный момент.
Шурд Кёйпер. Бред какой-то
Ироничный «Чемпион» Пайяма Эбрахими самым хулиганским способом «учит плохому». И то сказать, Абтин, рождённый стать художником, выдерживает в своей спортивной семье неслабое давление родственников. Честно, такой груз не под силу даже тяжелоатлетам. (Кстати, это наводит на мысли, что в семье чемпионов кое-кто просто сдался).
Не сдался хрупкий Абтин. И всё потому, что не был чемпионом: слабый, слишком эмоциональный, не умеющий молча принимать то, что «должен» (хотя непонятно, кому и зачем).
И однажды настал момент, когда терпеть уже не было нельзя.
Так наша слабость обращается в силу.
___________________
А вам приходится отстаивать у родных своё право выбирать жизнь?
#книги
#литература
#книги для детей