В одной из предыдущих статей я ознакомил читателей с письмом бывшего чекиста, Егорова И.В. Сталину с просьбой о помиловании. В нем бывший ст. лейтенант госбезопасности, начальник особого отдела УГБ НКВД 78-й стрелковой дивизии подробно и в деталях рассказывал вождю о технологии фальсификации дел в ходе операции по ликвидации контрреволюции в Сибири.
Кроме прочего бывший чекист поведал и о том, что чекистами было сфабриковано дело в отношении бывшего комдива 1-ой Горно-Конной Алтайской партизанской дивизии Ивана Третьяка.
«Эта операция поглотила всех лидеров партизанского движения в период реакции Колчака в Сибири и очень большое количество красных партизан» - Писал в своем письме Егоров.
Как легендарный комдив оборотился в японского шпиона?
Иван Яковлевич Третьяк «был немногословным, высоким и массивным, как Илья Муромец на полюбившейся всем картине Виктора Васнецова».
Родившийся в Белоруссии Иван Яковлевич Третьяк еще в 1905 году принял участие в одном из крестьянских бунтов, после чего, спасаясь от ареста, через Польшу и Германию вынуждено перебрался в Америку.
Революция 1917 года открыла ему дорогу назад. Вероятно, возвращался он снова в Белоруссию, но успел добраться только до Сибири, где фортуна вознесла его на олимп красного партизанского движения.
Случилось это так.
В августе 1919 года партизанами на заимке атамана Шестакова был захвачен сторож пасеки И.Я. Третьяк.
«Третьяка в то время никто из партизан не знал и, подозревая его в пособничестве белогвардейцам, Третьяка арестовали и отправили в Чарышское». (И действительно. «Высокий, бритый, взгляд острый, одет в гетры, каких местные не носили. По-русски говорил с акцентом. Он показался очень подозрительным, уж не из высших ли офицеров, посланных Колчаком в помощь казакам». В. Швецов. «Горькая новь».)
Кроме Третьяка партизанами было арестовано 93 казака. Как пишет далее бывший начальник команды связи 2-го полка 1-й Горно — Алтайской партизанской дивизии Беззубцев,
«на секретном совещании было решено всех казаков расстрелять как врагов советской власти. Так это и было сделано, всех их увели под Сибирячиху и там расстреляли».
Вместе с казаками партизаны хотели пустить в расход и Третьяка, но он предъявил эмигрантские документы, заявив, что душой за советскую власть, революционер, бежал от царского правительства в Америку и теперь вернулся в Россию, чтоб продолжать борьбу. Тогда же или на другой день после этого Третьяка, как «американца», выбрали комиссаром партизанского отряда.
Казаки жестоко отомстили тем, кто, по их мнению, имел связи с повстанцами, казнившими заложников. Несколько сёл было начисто разграблено, одна деревушка сожжена, часть мужиков перебита. Партизаны в ответ на месть казачества
«вернулись и снова заняли станицу [Чарышскую] и захватили казаков в количестве 180 чел., которым в наказание устроили мясорубку (т.к. патронов для расстрелов жалели)".
Да, это была жесткая кровопролитная бойня русских с русскими, где каждая из сторон, осознавая себя на стороне добра, творила ужасающее зло. Один из партизан, вспоминая о партизанских буднях, выразился более чем определённо:
«Пленных дивизия редко брала, большинству головы отрубали на «рукомойке»».
Но Третьяк в этой бойне был на стороне красных и вместе с ему подобными обеспечил большевикам победу в гражданской войне. Тем кощунственней выглядит расправа над ним победившей власти.
Комиссаром отряда, а затем, очевидно, партизанского полка во главе с Никифоровым Иван Третьяк стал в начале сентября 1919-го. Вскоре этот полк объединился с полком Петра Кокорина, и была сформирована партизанская бригада. 8 октября был создан еще один полк и в этот же день из трех полков – 1-я Горно-конная Алтайская партизанская дивизия. Командиром дивизии, или, как тогда говорили, начдивом, был избран Иван Яковлевич Третьяк.
Всего было создано 11 полков. Общее же количество партизан в дивизии, вместе с нестроевыми частями, доходило до 18 тысяч человек.
« … Она [1-Горно-Конная дивизия] контролировала в тылу Колчака весь Горный Алтай, оттягивая на себя с Восточного фронта значительные силы белогвардейцев… 2-х тысячная Партизанская бригада в составе 1-го и 2-го полков под предводительством Никифорова и Кокорина заняла село Шебалино, а затем преодолев упорное сопротивление противника, освободила Туэкту, Онгудай, Хабаровку и вышла к паромным переправам р. Катунь… 2-й полк расположился в с. Онгудае. Отдельные роты 2-го полка прибыли в село Ая и удерживали переправы левого берега реки Катунь».
В мае 1920 года 1-я Горно-конная партизанская дивизия была расформирована, партизаны призывных возрастов зачислялись на службу в РККА, часть бойцов пожелала пойти на врангелевский фронт, а остальные возвратились в родные места. Окончилась боевая служба и для уже больного в то время туберкулезом Ивана Третьяка. Он поселился в Бийске.
Бийский горисполком подарил Третьяку добротный дом. Иван Яковлевич неоднократно избирался членом бюро уездного комитета РКП(б), членом уисполкома. Третьяк был награждён орденом Красного Знамени. В 1933 году в Новосибирске вышла в свет его книга «Партизанское движение в Горном Алтае в 1919 году».
Признаюсь, я так и не понял, чем не угодил Третьяк советской власти, может быть, и не ей самой, а какому-то из ее высокопоставленных функционеров, но…
Сибирский краевед Василий Гришаев в очерке «Убитые дважды» писал, что Алтайская губчека намеревалась «без шума» ликвидировать Ивана Третьяка. Однако этого не произошло, поскольку люди, которым это было поручено, – чекисты Власов и Петухов отказались выполнять такое распоряжение, заявив, что если человек виноват, то его надо судить, а не убивать из-за угла.
Биография Третьяка подсказала сибирским чекистам путь решения этой проблемы.
В постановлении следователя о принятии дела к производству говорилось, что
«Третьяк в Америке был завербован разведкой одного из иностранных государств и переброшен в Советскую Россию со спецзаданием. По прибытию на Алтай влился в партизанскую дивизию и позднее из кулацкого элемента и контрреволюционно настроенной части партизан создал японо-военную организацию с задачей создания на Алтае буржуазно-демократического государства под протекторатом Японии».
11 марта 1937 г. Ежов спецсообщением доложил Сталину о ликвидации троцкистского центра в Западно-Сибирском крае.
По делу сибирского антисоветского троцкистского центра Управлением НКВД в Западно-Сибирском крае было установлено существование контрреволюционной организации из антисоветски настроенных партизан, возглавлявшейся партизанским командованием — троцкистами ШЕВЕЛЕВЫМ-ДУБКОВЫМ и ТРЕТЬЯКОМ в Западной Сибири и правым контрреволюционером ЯКОВЕНКО в Красноярском крае.
Арестованный ТАБАНАКОВ А.А. — бывший председатель чрезвычайной следственной комиссии партизанской дивизии ТРЕТЬЯКА дал показания, что он был в 1919 году вовлечен ТРЕТЬЯКОМ в японскую военную организацию.
По показаниям ТАБАНАКОВА, ТРЕТЬЯК был выброшен японцами на Алтай в 1919 году со специальными поручениями организовать повстанческую армию, с задачей не допустить на Алтай и в Монголию англичан и французов и задержать продвижение чехов.
На протяжении 1919—1920 гг. ТРЕТЬЯК это указание японцев выполнил, надеясь после разгрома чехов образовать в Ойротии, Хакассии, Туве и Монголии автономное государство под протекторатом Японии.
В 1920 г. ТРЕТЬЯК при посредничестве ТАБАНАКОВА создал свою контрразведку во вновь организовавшемся советском аппарате, в том числе и в Бийской уездной чрезвычайной комиссии, где были завербованы — начальник уездной милиции ЛЕХТОРОВИЧ, начальник агентуры ПЕТУХОВ и секретный сотрудник Власов, которые информировали ТРЕТЬЯКА о материалах и мероприятиях чрезвычайной комиссии.
Арестованный ПЕТУХОВ в предательстве сознался и дал об этом подробные показания.
В 1922 году, по поручению японцев, ТРЕТЬЯКОМ был разработан план захвата Алтая, Монголии, Хакассии и Тувы. Военные операции были поручены находившемуся в Монголии и японскому агенту белогвардейскому полковнику КАЙГОРОДОВУ.
КАЙГОРОДОВ поднял восстание, но был разгромлен Красной Армией.
Вслед за этим, на протяжении ряда лет ТРЕТЬЯК организовывал на Алтае ряд восстаний и особенно усилил свою деятельность в период коллективизации и во время конфликта на КВЖД.
В последние годы ТРЕТЬЯК имел задание от японцев готовить подрывные группы для действий в тылу Красной Армии на Алтае и в Монголии.
Непосредственная связь ТРЕТЬЯКА с японцами подтверждена также арестованным японским разведчиком, работавшим ранее в течение 5-ти лет кучером в японском консульстве в г. Новосибирске, ЗАКОМАЛДИНЫМ.
ЗАКОМАЛДИН дал показания, что он, работая в японском консульстве, выполнял прямые поручения японцев по шпионской работе.
В 1935 году японцы дали ЗАКОМАЛДИНУ 10 тысяч денег для приобретения конспиративной квартиры в Бийске, где ЗАКОМАЛДИН устраивал сотрудникам японского консульства — известным японским разведчикам — КАВАЯСИ, САКАВЕ, ТАНАКА и КАЯНАГИ встречи с ТРЕТЬЯКОМ.
По делу арестованы:
1. ТРЕТЬЯК — бывший командир Горно-Алтайской партизанской дивизии.
2. ЗЫРЯНОВ — бывший начальник штаба этой дивизии.
3. ВЯЗНИКОВ — бывший командир полка.
4. ЛЯМИН — бывший командир полка.
5. ТАБАНАКОВ — бывший председатель чрезвычайной следственной комиссии дивизии ТРЕТЬЯКА.
6. ПЕТУХОВ — бывший начальник агентуры Бийской уездной ЧК.
7. ЛЕХТОРОВИЧ — бывший начальник Бийской уездной милиции.
8. ГЕРАСИМОВИЧ - жена ТРЕТЬЯКА.
9. ЗАКОМАЛДИН— бывший кучер Японского консульства в г. Новосибирске.
По состоянию на 8 марта изъято и сдано добровольно партизанами хранившееся у них оружие:
3-х линейных винтовок — 199
Обрезы — 70
4-х линейные боевые винтовки, снятые с вооружения — 531
Револьверы — 444, из них
Наганы — 66
Браунинги — 66
Смит-Вессоны — 178
Бульдоги — 126
Другие системы — 9
Гранаты — 26
Всего: 1270 единиц боевого огнестрельного оружия
Кроме того, изъято 2300 единиц патронов.
Изъятие оружия и следствие по делу продолжаются.
Народный комиссар внутренних дел СССР
Генеральный комиссар государственной безопасности ЕЖОВ
На первом листе имеется рукописная помета Сталина: «Т. Маленкову. Стоит прочесть».
Возможно, кого-то из вас смутит список изъятого в ходе следствия оружия.
Технологию того, как сибирские чекисты работали в этом направлении раскрыл в своем письме на имя Сталина бывший чекист, заключенный Усть-Вымского ИТЛ П.А. Егоров, с цитирования которого я начал эту статью.
В Нарымский округ был с опергруппой командирован врид нач. 4-го отдела УНКВД ст. лейтенант госбезопасности ПОПОВ, который по прибытии в Нарым в разных местах закопал оружие различных систем, а затем, арестовав группу быв. бел[ого] офицерства во главе с б/ полковником Михайловым, путем намеренной и следственной обработки взял от них показаний о существовании в Сибири Российского общевоинского союза (РОВС'а). Арестованные «показали» на скрытые у организации оружейные склады, которые при участии понятых от советских и общественных организаций и были «обнаружены».
Третьяка расстреляли 20 августа 1937 года.
Не менее легендарными были и подельники Третьяка по руководству сибирского антисоветского троцкистского центра Шевелев-Лубков и Яковенко.
Но о перипетиях их судеб я расскажу вам в следующих публикациях.
Не забудьте поставить «лайк» и подписаться на канал, если не сделали этого раньше.