До пандемии, я находился в велопутешествии почти полтора года, еще полгода до этого я тоже путешествовал, но без велосипеда, итого в дороге больше двух лет подряд. Без дома, без стабильных заработков, без привычных человеческих благ. Думаю, вполне уместно было бы назвать мой путь, некой формой современного подвижничества (но я не настаиваю).
Выезжая в это непростое путешествие, я думал о том, что увидев сотню стран, познакомившись с десятками различных культур, преодолев себя как физически, так и закалив свой дух, я постигну некую мудрость, мне откроются ответы на вопросы: «Кто я?», «Откуда?», «Куда иду?». Возможно, во многом ожидание такого «просветления» было связано с некими стереотипами о том, что путешествие очень развивает, что аскезы и преодоление себя раскрывают личность.
Но пришла пандемия и приостановила мой путь.
Уже 4 месяца мое путешествие проходит в основном стационарно. Мое движение в это время происходит больше не внешнее, а вовнутрь, и вот к каким выводам я пришел:
Человек не создан для счастья, просто физически не создан, что бы он не имел, к чему бы не стремился, о чем бы не думал – всегда страдание рядом с ним. Единственное спасение, о котором говорят все приходившие учителя от Будды до Мухамада — самоотрешение. Растождествление с эго, с личностью, а это практически самоубийство. Очень классно об этом состоянии написал Пелевин в книге «Тайные виды на гору Фудзи» (рекомендую).
В путешествии мне удавалось упражняться в терпении, в голоде, в размышлениях, а еще в самоотрешении и самопогружении. Еду я на велосипеде по пустыне Сахара, час, два, три, и меня уже нет, ноги еще крутят педали, руки держат руль, но нет Колотова Константина. В монотонной работе и созерцании бескрайних песков – личность растворяется, нет чувств и ощущений, есть только бесконечность, ветер переносящий песчинки из одного конца пустыни в другой, создающий барханы похожие на волны, есть бескрайнее небо, океан и безмятежный покой.
Испытав это состояние безмятежности, длилось ли оно 1 минуту или несколько часов, сознание всегда возвращается назад, но душа уже томится желанием вновь найти лазейку, через которую можно вырваться из круговорота вещей туда, где наступал конец закону причинности, где начиналась чуждая страданию вечность.
Так, за два года мне сотни раз удавалось отключать свои чувства и свою память, ускользать из своего «Я». Но всякий раз, я снова находил себя, снова становился Колотовым Константином, и начинал носиться в круговороте мыслей, чувствовать жажду, голод, боль, страх и т.п. Кстати, боль, голод, жажда, и нечеловеческая усталость – отличные помощники в деле самоотрешения, через них я впервые пришел к растождествлению себя с Константином, это было высоко в горах, думаю, как раз это состояние и манит (осознанно или неосознанно) людей в горы, и в другие экстремальные виды спорта. Состояние присутствия в моменте здесь и сейчас, а в этом моменте личность растворяется и приходит состояние счастья. Но счастья не буйного эмоционального, а спокойного и бесконечного.
Но вот к чему я пришел — самоотрешение, которому научила меня дорога, пустыня, реки, водопады, горы, я мог бы научиться этому более простым путем, никуда не выезжая из Санкт-Петербурга или любого другого города, в котором есть хотя бы один ночной клуб, рюмочная и бордель. Любой таксист, проститутка или игроман могли научить меня тому же.
Конечно, эти специалисты не научили бы меня самопогружению, задерживанию дыхания, нечувствительности к голоду или боли – всему тому, чему я научился у своих учителей в аскезах и практиках.
Но что есть самопогружение?
Какой смысл имеет голодание или задерживание дыхания?
Зачем нужны медитации и прекращение внутреннего диалога?
Все это – бегство от «Я», все это лишь кратковременное убегание от мук своего бытия, кратковременное самоусыпление, дабы не чувствовать страдания и бессмысленность жизни, которые сопровождают каждого из нас, будь он беден или богат, забыт всеми или знаменит. И вот, ту же самую кратковременную бесчувственность, ощущает народный артист Ефремов, всаживая в себя очередную стопку водки. Артист перестает чувствовать свое «Я», перестает чувствовать страдание жизни; на короткое время ему удается одурманить себя. В своей рюмке водки, после которой он задремал за рулем, он находит то же самое, что нахожу я, когда забыв себя, несусь с турецких гор на велосипеде со скоростью за 70 км в час, или растворяюсь в шуме горной реки сидя на ее берегу.
Тому кто пьет, удается одурманить себя, он находит временное освобождение и покой, его самообман проходит и он убеждается, что все осталось по-старому, а может быть как в случае с Ефремовым все стало еще хуже: он не стал мудрее, не приобрел познаний, не поднялся на высшую ступень. Но спустя два года моих путешествий и прежде в своих упражнениях, и самопогружениях я нахожу лишь временное усыпление как и этот погубивший себя артист.
А проведя несколько месяцев в неспешном размышлении и обыденной жизни, я увидел, что так же далек от мудрости, как был и раньше, и в детстве, ничего в сущности не изменилось. Сделали меня путешествия ближе к познанию и искуплению? Не верчусь ли я, в сущности, в одном круге с Ефремовым и иными представителями дня рода человеческого?
Все, что я узнал из книг и встреч на пути, так это то, что Сиддха́ттха Гаута́ма (основоположник буддизма) дожил таки до 80 лет и умер от отравления некачественной едой, умер и Мухаммад, и Ошо, и все остальные мировые пророки и мыслители, излагавшие «незыблемые истины и учения», не избежали этой участи прожив плюс минус пол века.
Вот и мы с Ефремовым, проживем столько же, будем продвигаться каждый своим путем, а «Нирваны» все-таки не достигнем – ни он, ни я, ни они. Сдается мне, никто из живущих прежде, ныне, и в будущем, ни один не достигнет «Нирваны». Каждый из нас тешит себя надеждами, мы приобретаем знания и умения, которыми сами себя дурачим. Но того, что одно только и является существенным – настоящего пути мы не находим.
Много времени я потратил и все еще трачу на обучение, а пришел лишь к тому выводу, что ничему нельзя научиться. Мне кажется, на самом деле нет ничего такого, что мы называем «учением»: есть только знание и оно везде, оно и есть Бог, оно во мне, в Ефремове, в Гаутаме, и в тебе, и в каждом существе. И возможно, что этому знанию ничто так не враждебно, как желание знать, как учение...
Этот пост незаконченный.
Свои размышления, я сейчас описываю в моей третьей книге о путешествии и поэтому не хватает времени писать посты. Быть может, скоро ее допишу и буду чаще с вами встречаться на страницах соц.сетей.
Всех обнял!🙏
P.S.
Пост из старых, попался мне случайно на глаза и я решил им роделится с вами. В дзене его ещё не было.
#kolotov #kolotov_world #kolotovlifestyle #путешествия #велопутешествие #кругосветка #вокругсвета #путешественник
#грузия