Найти тему

«В день расстреливал более 200 человек». Почему Советский предатель по кличке "Чёрный Федор" больше 40 лет спокойно жил у всех на виду

Великая Отечественная война относится к периодам, когда люди смогли проявить себя как с лучшей стороны, героически защищая Родину, так и став предателями и негодяями. Одни думали о жизни и будущем других, другие только о том, как спасти свою. И их обоих человечество помнит даже спустя десятилетия.

Воскрес через 40 лет

Как дети и бывшая жена отреклись от человека, вернее его действий, узнав о том, что он сделал. Скорее всего, это было что-то ужасное, что-то не укладывающееся в рамки человеческой морали.

Федоренко Федор к началу войны уже был женат и имел двоих сыновей. Как и многих мужчин, в начале войны призвали в армию, на фронт. Через два месяца его жена Прасковья Васильевна получила сообщение о том, что ее муж пропал без вести чуть ли не с начала войны.

Женщине, как и миллионам других, удалось вырастить двоих детей и дать им образование, несмотря на жизненные трудности. Прасковья Васильевна все время хранила семейные фотографии, втайне надеясь, что ее муж не погиб на поле боя. Когда она получила письмо от Федоренко, ее удивлению не было предела. По словам ее мужа, с первых дней войны мужчина попал в плен к немцам, и все время до конца находился в плену в одном из концлагерей в далекой Германии.

Федоренко сообщил, что постоянно вспоминал жену и сыновей. Причиной невозвращения домой после войны был страх. Как он пояснил в письме, многих вернувшихся из плена отправили в тюрьму. По словам Федоренко, когда у него появилась возможность поехать в США, он после долгих раздумий сказал «да».

Федоренко очень хотел увидеть сыновей хотя бы в старости, обнять их. Ранее, опять же, из-за боязни навредить своей семье, он не мог сообщать новости о себе. До 1970-х годов в СССР были сложные отношения с военнопленными, не вернувшимися на родину по окончании войны. В ряде случаев могли нарушаться права их родственников: их не допускали к поступлению на службу к властям, запрещали выезд за границу и даже контролировали все их действия. Это была отчасти, хотя и горькая, но настоящая правда, и Прасковья Васильевна больше всего верила мужу.

Прибытие и разговор с КГБ

Когда Федоренко приехал в гости в 1974 году, семья встретила мужчину хоть и с нетерпением, но все же без излишней теплоты. Ни сыновья, ни жена не понимали, как можно было столько лет не давать о себе ничего нового.

Федоренко пришлось объясняться с властями. В разговоре с сотрудниками КГБ он больше говорил о своих делах в США, чем о том, как попал в плен и как тяжело было принять решение об эмиграции в США.

В отличие от семьи, агенты КГБ знали о судьбе предателя гораздо больше.


Немцы переправили много советских военнопленных в Польшу. Федор оказался среди них, где почти сразу сделал свой выбор: согласился сотрудничать с немцами. В это время немцы организовали отряд из этнических украинцев, а Федор хоть и родом из Джанкоя, но был украинцем.

Спецшкола «Травники» обучала и снабжала Вермахт бывшими военнопленными, при этом, как отмечают многие свидетели, бывшие курсанты отличались особой жестокостью. Федор, как потом выяснилось, был не просто палачом. Он не просто уничтожал военнопленных, он делал это с ликованием. На его совести почти все евреи, расстрелянные из Варшавского и Люблинского гетто.

После перевода в Треблинку, концентрационный лагерь, где гестапо действовало особенно жестоко, Федоренко смог шокировать своим хладнокровием даже нацистов. Он никогда не уходил в запои, его не тревожили сомнения и в его поведении никогда не наблюдалось эмоциональных срывов. За такие способности его сделали начальником отдела безопасности и присвоили звание главного вахмана.

Единственным недостатком Черного Федора, такое прозвище ему давали и сослуживцы, и заключенные, считалась жадность. Немцы крайне негативно относились к воровству и жестоко наказывались, когда узнавали, что каратели грабили военнопленных. Как ни странно, они, зная, что Федор не брезговал снимать с мертвых драгоценности и золото, не наказали его.


Непонятно как, но, скорее всего, Федоренко удалось найти среди немецкого командования влиятельных друзей. В 1945 году ему удалось перейти в зону, оккупированную американцами. Предатель знал, что пощады ему не будет, и поэтому в первый же удобный момент эмигрировал в США.

Строго по законам военного времени

Несмотря на давность, спецслужбы Израиля и СССР тщательно собирали материалы, связанные с преступлениями Федоренко. Под давлением фактов он стал давать показания, но опять же практически прикрывал свои действия. Когда США по настоянию СССР и Израиля решили рассмотреть дело Федоренко за преступления, не имеющие сроков давности, в 1976 году суд предателя и карателя признал Федоренко невиновным.

Лишь в 1981 году после повторного рассмотрения дела Федоренко Верховный суд США принял решение о заключении пособника нацистов под стражу и лишении его гражданства.

После депортации Федоренко в СССР произошло нечто трудновообразимое. Предателя и карателя отпустили с миром, и дали возможность свободно жить на земле, которую он когда-то продал.

После публикации статьи, написанной в одной из центральных газет, государственные чиновники, наконец, решили в ускоренном порядке исправить нелепую ошибку. Материалы, собранные ранее, были белее, чем достаточно, чтобы начать судебное разбирательство. В 1986 году, 19 июня, Федоренко был осужден за преступления, совершенные во время войны.


Приговор к смертной казни был последним пунктом в подлости.