Вчера The Financial Times, Reuters и некоторые другие англоязычные издания вовсю обсуждали решение Бразилии и Аргентины о создании общей валюты.
В проект о единой валюты двух крупнейших экономик Латинской Америки в дальнейшем планируется пригласить и другие страны региона. Новый валютный блок, как отмечают в издании, может стать вторым по величине в мире.
По оценкам FT, на валютный союз, охватывающий всю Латинскую Америку, будет приходиться около 5 % мирового ВВП. К слову, на крупнейший в мире валютный союз — еврозону — приходится около 14 % мирового ВВП в долларовом выражении.
Как сообщается, первоначально внимание будет сосредоточено на том, как новая валюта, которую Бразилия предлагает назвать sur (south), может стимулировать региональную торговлю и снизить зависимость от доллара.
"Мы намерены преодолеть барьеры на пути обмена наших валют, упростить и модернизировать правила и поощрять использование местных валют", - говорится в тексте, опубликованном на аргентинском сайте Perfil.
"Мы также решили продвинуть обсуждение создания общей южноамериканской валюты, которая может использоваться как для финансовых, так и для коммерческих потоков, сокращая расходы на операции и нашу внешнюю уязвимость".
А я смотрю, тенденция ухода от использования доллара в качестве основной резервной мировой валюты набирает обороты.
Китайцы постепенно избавляются от американских долговых бумаг, Латинская Америка удумала общую валюту создавать, Россия посмела продавать свой товар за рубли, и всё больше и больше стран переходят на торговлю в национальных валютах.
Понятное дело, что создать и внедрить общую валюту Бразилии и Аргентине удастся не за год и не за два, и даже, возможно, не за 10 лет, но дело даже не в этом, дело в том, что процесс запущен, доверие к доллару уменьшается, чему сильно поспособствовала заморозка (а по сути, кража) российских активов.
Что нам с этого, спросят некоторые комментаторы. На это вопрос высказывают свое мнение и экономисты.
«Единая валюта в этих странах также крайне выгодна для интересов России в регионе. Она сможет повысить платежеспособность Аргентины и Бразилии, а также позволит интенсифицировать поставки российских товаров и технологий в регион, перевести политические связи в плоскость достижения взаимной экономической выгоды», – считает экономист Антон Любич.
«Главная сложность, она же искушение на пути к валютному союзу – это необходимость для правительств обоих государств принять взаимные обязательства об ответственной бюджетной политике, принять добровольные ограничения в интересах долгосрочного развития», – отмечает эксперт.
В общем, поживем-увидим, как говорится. Кстати, ранее Бразилия и Уругвай отказались от взаимных расчетов в долларах, и случилось это ещё в 2014 году.
А тут ещё информированные источники сообщают, что американский СПГ «отчаливает» из Европы.
Поставки спотового СПГ из США в январе начинают смещаться из Европы в Азию по мере того, как снижение цен на газ в ЕС делает отгрузки менее выгодными.
По данным Platts, за 20 дней января около 64 % экспортированных из США грузов СПГ было направлено в Европу против 70 % в среднем в четвертом квартале 2022 года. Одновременно доля поставок в Азию выросла до 29 % с 22 % в четвертом квартале на фоне постепенного открытия экономики Китая после локдаунов. Сейчас США экспортируют в виде СПГ около 8,6−8,8 млрд кубометров газа в месяц.
Как сообщается, в 2022 году страны ЕС недополучили примерно 60 млрд кубометров российского газа, однако европейские компании заключили долгосрочные контракты лишь на 9 млн тонн (12 млрд кубометров) СПГ из США.
И это несмотря на то, что Европа в первую очередь надеется на американский СПГ, а Германия за последние шесть недель ввела уже три приемных терминала СПГ суммарной мощностью 14 млрд кубометров газа в год.
«Что понятно из текущей волны контрактации, так это то, что европейские предприятия все еще предпочитают покупать СПГ на споте, поскольку они не хотят заключать долгосрочные контракты», — отмечает Росс Вейно из Platts.
Низкий процент долгосрочных контрактов в Европе, а также неясная ситуация с заключением контрактов в Азии, где основной потребитель Китай также не торопится заключать новые соглашения, может затормозить новую волну американских СПГ-проектов, пишут в СМИ.
Да и сами американцы говорят о завершении «сланцевой революции». Уж эти, если им становится что-то невыгодным, уйдут молча и упруго. Business as usual.
На фоне таких вот событий как-то всё очевиднее становится ultimate goal США – раздеть Европу, да так, чтобы она этого и не заметила. Хотя, конечно, заметит, когда останется в исподнем. Но официально обвинят во всем Путина, конечно.