Каждому, кто смотрел фильм «Прикосновение», хотелось бы окунуться в мир форзи более подробно, уж очень интересная мифология. Но, как быстро подсказывает любой поисковик, эти сверхъестественные проводники в мир иной – плод фантазии Андрея Горюнова, написавшего сценарий для «Прикосновения». Но все же шанс более глубоко погрузиться в историю есть.
На просторах интернета относительно недавно появился первый вариант сценария «Прикосновения», то ли найденный группой энтузиастов From Outer Space, то ли купленный вместе с авторскими правами компанией Rapira Production (информация разнится). Качество рукописи оставляет желать лучшего – текст печатался явно на плохой бумаге плохой краской, да и время сделало свое дело. Но разве такие мелочи могут остановить нас, желающих прикоснуться?
Не будем разбирать подробно все отличия фильма и рукописи, ведь их невероятно много, затронем только самые интересные. Если вы хотите сами прочитать сценарий, ничего не зная о его содержании – то можете найти его внизу статьи, пропустив ее дальнейший текст. Но тогда все же ждем вашего возвращения к статье после прочтения рукописи.
Семья Мальцевых и ее традиции
Когда Крутицкий знакомится с Мариной на кладбище, он удивляется не только ее приподнятому и не соответствующему ситуации настроению, но и тому, что поминок по ее сестре и племяннику не будет. В ее семье никогда не было ни поминок или прочих обрядов, ни праздников. Никакого следования официальному. Если плохо, то надо поплакать, если хорошо – то праздновать. Но не привязывать это к каким-то датам или событиям. Ну разве что испечь кулич и покрасить яйца на Пасху или надеть черный бант на похороны.
То, что всех родных Марины хоронили в саване – не традиция, как в фильме, а совпадение. Закрытый гроб – слишком анонимно, а с открытым не получится. У Оли и Коли слишком блаженные улыбки были, у Николай Ильича – страшные ожоги, у его жены – тоже не слишком эстетический вид из-за отравления.
Интересные моменты в поведении и взаимоотношении персонажей
Каким бы светлым человеком ни был Мальцев при жизни, но идеальным быть невозможно. Он больше любил Олю, нежели Марину, и это было заметно. В противовес этому, по словам Марины, она любила отца сильнее, чем ее сестра. Это повлияло на то, что Марина уверена – приходит именно он, никакой подставы, она хорошо знает своего отца.
Кажется, Марина и не хочет сопротивляться родителю, она спокойно рассказывает Крутицкому, как может произойти их «отход» с дочерью, предлагает Андрею «захватить» и его по пути. Что странно, учитывая, что потом ее охватит паника, когда дочь попадет в больницу. Еще более странно, что Крутицкий после этой беседы понимает – он любит Марину.
У самого Андрея до всех этих событий было только 3 родные души во всем мире – Рагдай (да, именно так зовут пса в книге), оперативник Сергей и врач Ефимыч. Последний, кстати, утаил от следствия, что Коленька был убит через 2 часа после смерти матери (в фильме она убила его, потом себя) ради Крутицкого («А дверь-то была открыта. Кто хочешь – приходи и зарежь. А искать-то тебе, Константиныч»). Да и Сергей явно дорожит Андреем, например, он без проблем делает ему явно очень дорогой подарок.
И еще интересный момент – в «беседе» с Рагдаем Крутицкий один раз видоизменяет свою культовую фразу на «О, жизнь собачья, прекрасна и удивительна».
Форзи – кто они, и их цели
В первый раз подробно в то, кто такие форзи, Крутицкий был посвящен в квартире Марины. Говорил, как и в фильме, устами девушки ее отец. Чтобы понять всю правду о загробном мире, по словам Мальцева, достаточно представить лодку, на которой все пассажиры веселятся и что-то празднуют. Внезапно кто-то из присутствующих падает за борт, барахтается и захлебывается. Это он родился. Чтобы вернуться на лодку и продолжить там счастливое существование, ему нужно умереть в обычно жизни.
Конечно, те, кто на лодке хотят спасти тонущего. Но легко ли спасти того, кто не хочет спасаться и панически боится забираться назад на лодку (умирать в земной жизни)? А тут еще добавляется факт, что для тех, «лодочных», возвращение в земной мир невыносимо – он крайне неприятен для них. И только самые-самые лучшие из них, святые, возвращаются и зовут своих близких быстрее вернуться назад, присоединиться к празднику. «"Форзи" – это нечто весьма почетное, квалифицированное, требующее отрешения… Помесь десантника и монаха, если вульгарно аналогизировать». Но между тем слово «форзи» - это земной вариант названия, земной человек не в состоянии произнести это слово правильно (вот почему Крутицкий на кладбище не говорит его сам, а ждет, пока это сделает Мальцев).
Форзи действуют двумя методами. По первому – они лично приходят к близким, которым совсем плохо, и зовут их с собой. Например, по рукописи, это дочь Мальцева Оля – ее только что бросил Травин, сославшись на то, что у него в семейной жизни начались проблемы. Марину же он не трогал, пока она была счастлива – муж, квартира, достаток и т.д. Как только ее семейная жизнь дала трещину, и муж ушел, – Николай Ильич стал приходить к ней.
Другой метод – это использовать кого-то, чтобы вернуть на ту самую лодку сразу много людей. Например, Гитлер. Благодаря нему очень много людей погибли в земной жизни. А как он стал фюрером, ведь для этого в его жизни должно было быть много везения и удачных совпадений? А может, все проще, и форзи его привели к власти? К слову, именно быть похожим на Гитлера обещает быть Крутицкий на могиле Мальцева.
Стоит также упомянуть, что по фильму создается ощущение, будто началось все со смерти Мальцева. Нет, Николай Ильич, как один из лучших людей, довольно быстро покинул этот мир, и к этому тоже приложили руки форзи. И, кстати, все не закончилось на Крутицком и его собаке, ведь, как мы помним, у героя еще были близкие люди.
Как и было обещано в начале статьи - держите ссылочку на рукопись:
Также обратите внимание на другие наши статьи по теме этого великолепного фильма:
И посетите нашу папку по советским и российским фильмам ужасов:
Ставьте лайки, пишите комментарии, подписывайтесь на канал. Спасибо!