Плодовитые сады, море и закаты южной страны создают, безусловно, прекрасный пейзаж, но изображающий лишь общий фон на картине впечатлений и воспоминаний. Греция – это прежде всего памятники древности, славного прошлого человечества. Античные времена оставили яркий след в общей мировой культуре: руины храмов и останки древних городов-акрополей, сохранивших для глаз потомков фасады с меандровым орнаментом, амфоры с изображениями сцен жизни тех далеких лет и мраморные статуи прекрасных богинь и храбрых героев.
Побывать в Греции и не увидеть руины – значит не увидеть Греции.
Поэтому обязательная программа экскурсий включала в себя посещение Акрополя в Афинах, древнего храмового комплекса в одном из старейших городов греков, посвященного богине мудрости Афине.
Наконец-то, будет возможность прикоснусь к истории в прямом смысле этого слова! Мне виделось, как я буду перепрыгивать с одного обломка древней развалившейся колонны на другой, буду лазить по руинам, ощущая под пальцами шероховатые камни какой-нибудь постройки незапамятных времен. И часы истории человечества будут стремительно крутить стрелки в обратную сторону, унося меня в далекую, давно ушедшую эпоху.
Можно просто посидеть на древних камнях обозревая просторы, о которых сохранилось так много легенд. Так делали герои фильмов, в которых сюжет разворачивался на греческой земле. От предвкушения дух захватывало!
Да, так делали герои фильмов, но не туристы конца XX века. Для туристов существует огороженная дорожка, по бокам от которой лежат те самые обломки древних развалившихся колонн. Где-то там далеко можно видеть древних храм Парфенон, на почтительном расстоянии любоваться портиком кариатид и рассматривать красавиц на нем. С тем же успехом можно разглядывать богов Олимпа, стоя у подножия горы.
Театр Диониса, храм древних артистов, арена для дивных трагедий и веселых комедий, теперь сам превратился в артиста – на него смотрят зрители, обсуждают его и никак к нему не прикасаются. Можно бросить цветочек на прощание. Ведь отныне руины с историей в тысячи лет стали охраняться от попирания ногами миллионов туристов, дабы их не истерли в пыль все желающие прикоснуться к древности в прямом смысле.
Эх, для ребенка это было крахом всех мечтаний. Ходить по жаре за экскурсоводом и силиться что-либо разглядеть издалека, было мучением и дикой скукой.
Тем не менее, мы стойко выдержали это испытание, честно поглазели на все достопримечательности акрополя, посетили переполненный людьми музей (это было отдыхом от палящих дневных лучей) и побороли искушение залезть на каменные скамьи древнего театра. На него мы посмотрели почти со всех сторон, обойдя по периметру. Местами бортики и ограждения были совсем низкие, так и манили перелезть через них в нарушение всех правил. Но нам очень не хотелось создавать впечатление диких неразумных обезьянок и всячески держали себя в рамках приличия. Но то жгучее желание прикоснуться к древним постройкам руками, ногами и всем телом хранится во мне до сих пор.
Я утешила себя покупкой настоящего папируса с изображением битвы Тесея с Минотавром. Папирус – это такой лист для письма, по внешнему виду похожий на прессованную солому. На нем даже было написано по-гречески Μῑνώταυρος. По моим ощущениям, эта покупка была истинно греческим приобретением. На этом экскурсия закончилась, можно было пару часов самостоятельно походить по близлежащим улочкам.
В воспоминаниях сохранились лишь пара коротких сюжетов от этой прогулки. Собственно, было не очень захватывающе ходить по уже знакомым сувенирным лавкам с точно таким же ассортиментом продаваемого товара, как и во всех посещенных нами местах до этого.
Магазины, магазинчики и лавочки на каждом шагу. Тут тебе и сувениры, и одежда, и головные уборы. Вдруг я увидела магазин сумок и, вспомнив мамин наказ купить портфель для школы, пошла искать себе что-нибудь подходящее. Я даже приблизительно не представляла, на что мне надо смотреть и что считать хорошей сумкой. Мама Леры конечно же никак не пожелала «водить меня за ручку» по магазинам и давно ушла в неизвестном направлении вместе с дочерью. Обратиться за помощью было не к кому, и я растерянно глазела на прилавки. Наконец, увидела сумку, похожую на портфель, коричневого цвета, под крокодилью кожу. Судя по размеру в нее, вполне поместятся тетради, учебники, и даже альбом для рисования. «Вот, - подумала я, - это то, что должна одобрить мама.» Рассудив таким образом, я обратилась к продавцу заученной на школьных уроках английского языка, отточенной фразой:
- Экскьюзми, хау мач из зис баг?
Я сказала это так уверенно и правильно, что продавец сразу увидел в моем лице замечательного собеседника. С радостной улыбкой на смуглом лице он принялся мне что-то тараторить по-английски. Не закончив длинной фразы, он вдруг осекся и посмотрел на вытянутое от растерянности лицо ребенка, не страдающего полиглотизмом:
- Ду ю спик инглишь? – наконец спросил он меня.
О ужас, я не знала даже, как ответить на этот вопрос! Я сложила из пальцев узенькую щелочку и промямлила уже по-русски:
- Чуть-чуть.
На что грек с хохотом отозвался:
- Литл?
- Йес, литл! – радостно подхватила я знакомое слово.
Хорошо, с моими познаниями в английском мы с продавцом разобрались. Осталось разобраться с сумкой. Поняв, что собеседник из меня никудышный, продавец назвал цену, и я купила этот чудовищный портфель из кожи неубитого крокодила.
Помню мамино выражение лица, когда она увидела мою покупку – кислое и насмешливое. Довольно скоро с портфеля стал облезать крокодил. Видимо, греческие крокодилы плохо переносили сибирские погоды.
Но это потом, а тогда мы продолжили наши скитания по улочкам и переулочкам центра Афин. Тесненькие и открытые палящему солнцу улочки создавали впечатление духовки и жаровни одновременно. Нас мучила жажда, и мы купили по баночке Колы дабы ее утолить. Этот напиток упал мне в живот таким тяжелым камнем, что я поставила на половину недопитую баночку на тротуар (за неимением урны) и больше к Коле не притрагивалась никогда. С тех пор прошло почти тридцать лет, а Колу я не пью по сей день и считаю ее редким злом, пришедшим к нам за ручку с капитализмом.
Нагруженные покупками и впечатлениями, мы вернулись в наш туристический автобус и радостно окунулись в прохладный воздух, создаваемый кондиционерами. Это чудо цивилизации еще не успело добраться до наших затерянных уголков планеты, поэтому летом в отечественных автобусах был эдакий тренировочный мини-ад, где можно ощутить мучения грешников. А здесь, в жаркой стране, обласканной солнышком, на нас веял мягкий освежающий бриз из зарешеченного отверстия в потолке.
В удобном автобусе нас возили по столице греков до и после посещения Акрополя, показывая какие-то совсем не запомнившиеся достопримечательности города. Но одно впечатление сверкает яркими экзотическими красками на фоне невразумительной серой монотонности. Смена почётного караула перед зданием парламента Греции на площади Синтагма. Сейчас, благодаря интернету, я могу рассказать своим детям и читателям, что почетный караул составляют особые воины-эвзоны. Это элитное подразделение пехоты греческой армии. Одеты они в национальный костюм, а особо примечательные ботинки берут свои корни на рубеже XVIII-XIX веков. Но тогда, для девочки, глядящей на сие действо из окна туристического автобуса, все эти подробности были не важны и не интересны. На эвзонов хотелось смотреть и смотреть как на удивительных павлинов, разглядывать диковинные элементы одежды, так не свойственные военным ребятам. Подмывало подпрыгнуть на месте и начать маршировать вместе с ними странным шагом, которым точно далеко не убежишь. Парни в белых колготках, в летящих платьях, в милых красных шапочках с длинными кисточками да к тому же в ботинках с огромными помпонами, вышагивающие по площади, высоко поднимая ногу и так замирая на каждом шагу на целую секунду смотрелись на столько потешно, что оставили неизгладимый след в памяти.
После поездки у меня сохранилась открытка с этими ребятами, и по сей день я не могу без смеха смотреть на них. По силе впечатления их можно приравнять к виду древнего Акрополя, к апельсинам, свисающим с ветвей деревьев на улицах города, и к огромному рожку мороженого с колпачком, хранящим маленькую игрушку-сюрприз (на это детское счастье мы истратили не мало денег).
Сейчас, вспоминая всю поездку и экскурсии, во время которых дети и руководительницы ходили каждый по своим делам и в свою сторону, я только удивляюсь, как мы без мобильников, GPS-устройств и прочих благ современности умудрялись не потеряться и таки собираться в единый сплоченный коллектив.
Продолжение следует...
©Романова Тайна
___________________________________________________________________________________
P.S. Благодарю тебя, дорогой читатель, что заглянул в гости и поставил пальчик вверх ;-) Тебе - мелочь, а мне приятно )))