Найти тему

15 ноября 1971 года умер советский разведчик Рудольф Иванович Абель.

15 ноября 1971 года погиб советский разведчик Рудольф Иванович Абель.

Рудольф Иванович Абель (настоящее имя Уильям Генрихович Фишер) родился 11 июля 1903 года в Великобритании. Он был вторым ребенком в семье политэмигрантов-марксистов, высланных из России в 1901 году за революционную деятельность. Отец Абеля, Генрих Матвеевич Фишер, уроженец Ярославской губернии, из семьи русских немцев, революционер, несколько раз встречался с В. И. Лениным, свободно говорил по-немецки и по-английски. Уроженка Саратова, Анна Любовь Васильевна по профессии была повивальной бабкой, а также участвовала в революционном движении.

Его семья назвала его в честь Шекспира.

С детства Уильям проявлял особый интерес к естественным наукам. Он также играл на фортепиано, мандолине и гитаре. Я любил рисовать.

Отец преподал сыновьям первый урок конспирации: научил обнаруживать наружное наблюдение, молча передавать секретные материалы связному, устраивать тайники, разоблачать агитаторов. Мальчики выросли в рабочем районе и знали, как постоять за себя. В этой среде ценились сообразительность, умение переносить испытания и оставаться мужественным.

В 1920 году семья Фишеров вернулась в Советскую Россию и, не отказываясь от английского, приняла советское гражданство и жила с семьями других видных революционеров сначала на территории Кремля, после чего им выделили две комнаты в коммунальной квартире. Московские переулки.

В 1921 году старший брат Уильяма Гарри погиб, спасая тонущую девушку в подмосковной реке Уче.

Уильям Фишер несколько месяцев работал переводчиком в Исполнительном комитете Коммунистического Интернационала в 1921 году, а затем художником в Наркомате внешней торговли.

В 1922 году Вильям вступил в комсомол, после чего успешно сдал вступительные экзамены во ВХУТЕМАС. Однако его приверженность реализму в живописи не нашла поддержки, и он покинул это учебное заведение.

В 1924 году он поступил в Московский институт востоковедения. Н. Н. Нариманов учился в Индии, по архивным материалам.

После окончания первого года обучения Фишер в октябре 1925 года поступил на военную службу и получил специальность радиста. Служил во Владимире вместе с Е. Т. Кренкелем и будущим художником М. И. Царевым. Рота, в которой они находились, была особой: она состояла из хорошо обученных бойцов и готовилась к должности командира радиовзвода. Он стал очень хорошим радистом, потому что у него была врожденная страсть к технике.

В ноябре 1926 г. молодых красных командиров демобилизовали и присвоили офицерские звания.

После демобилизации Фишер устроился на работу радиоинженером в НИИ ВВС Красной Армии. В 1927 году он женился на арфистке Елене Лебедевой, выпускнице Московской консерватории. Позже Елена стала профессиональным музыкантом. В 1929 году у них родилась дочь Эвелина.

2 мая 1927 года по рекомендации Московского горкома ВЛКСМ Фишер начал работать в отделе иностранных дел ОГПУ. На работу его порекомендовала старшая сестра жены, Серафима Степановна Лебедева, работавшая там переводчицей. Уильям поссорился с отцом, который полностью одобрил новое назначение.

Работал в центральном разведывательном аппарате заместителем уполномоченного 8-го отдела научно-технической разведки.

В 1930 году он получил разрешение посольства Великобритании вернуться на родину. После получения британского паспорта в 1931 году его отправили в Норвегию в первую командировку. Через нелегальную разведку (но под своим настоящим именем) Фишер успешно связался с Региональным центром нелегального проживания и установил несколько точек поддержки. Однако в 1934 году норвежская полиция не продлила инженеру Фишеру разрешение на пребывание в стране, и Фишер был вынужден покинуть страну.

Вернувшись в Москву, Вильгельм Генрихович пережил смерть отца и болезнь дочери.

В июне 1935 года началась вторая командировка Фишера на родину в Великобританию с собственным паспортом. Там Вильгельм Генрихович представился внештатным художником, а заодно оборудовал радиоквартиру, из которой начал из подручных материалов собирать радиопередатчик. Но советский резидент в Норвегии прислал в Москву пренебрежительные отзывы о нем. Коллеги позже поняли, что предполагаемому изменнику вызывали отвращение честность и порядочность Фишера, его неуступчивость отчитаться о средствах, выделенных на резиденцию.

Рыбаки вернулись из Англии после побега вероломного жителя. Вильгельму Генриховичу было присвоено звание лейтенанта госбезопасности, он продолжал работать во внешней разведке. Именно тогда он познакомился с таким же молодым офицером Рудольфом Абелем, уроженцем Риги.

31 декабря 1938 г. исключен из НКВД в звании лейтенанта (капитана) СГБ, с августа 1939 г. по сентябрь 1941 г. работал старшим инженером завода 230 Московского наркомата. Авиационная промышленность СССР. Он неоднократно обращался в разведку с сообщениями о его экстрадиции. Обращался он и к А. А. Андрееву, другу своего отца, который в то время был секретарем ЦК ВКП(б).

С 1941 года снова в НКВД, в части, организовавшей партизанскую борьбу в тылу немцев. Фишер готовил радистов для партизанских отрядов и разведывательных групп, отправляемых в оккупированные Германией страны. За это время он учился и подружился с Рудольфом Абелем, имя и биографию которого он позже черпает.

После окончания войны было принято решение направить его по нелегальным делам в США для получения информации, особенно от источников, работающих на ядерных объектах. Под именем художника Эмиля Роберта Гольдфуса он поселился в Нью-Йорке, где руководил советской разведывательной сетью, а в Бруклине, чтобы спрятаться, владел фотостудией. Супруги Коэны были выбраны агентами связи для «Марка» (прозвище В. Фишера).

Работа «Марка» в США прошла настолько успешно, что в августе 1949 года за определенные результаты он был награжден орденом Красного Знамени.

В 1955 году вернулся в Москву на несколько месяцев лета и осени.

В 1952 году на помощь «Марку» был направлен радист разведки-нелегала Рейно Хейханен (псевдоним «Вик»). «Вик» оказался морально и психологически неустойчивым, и через четыре года было принято решение вернуться в Москву. Однако, заподозрив неладное, «Вик» сдался американским властям в посольстве в Париже, рассказал им о своей работе в нелегальной разведке и выдал и «Марка».

Москва стала готовиться к освобождению Марка. Однако подготовка новых документов вызвала задержки. В 1957 году «Марк» был арестован агентами ФБР в Нью-Йорке. В те времена руководство СССР заявляло, что шпионажем не занимается. Уильям Фишер назвал себя в честь своего друга Рудольфа Абеля, с которым он работал в 1930-х годах и с которым он не знал о его смерти в 1955 году, в момент ареста, чтобы сообщить Москве, что он находится под арестом и что он не предатель. В ходе следствия он категорически отрицал принадлежность к разведке, отказывался давать показания на суде и отрицал попытки представителей разведки США склонить его к сотрудничеству.

В том же году он был приговорен к 32 годам лишения свободы. После оглашения приговора «Марк» находился в одиночной камере в следственном изоляторе Нью-Йорка, а затем был переведен в федеральную тюрьму в Атланте. В результате он занимался решением математических задач, теорией искусства и живописью. Он писал картины маслом.

10 февраля 1962 года на мосту Глиник между Западным Берлином и Потсдамом Рудольфа Абеля заменили двое американцев: пилот разведывательного самолета У-2 Фрэнсис Пауэрс был сбит и осужден 1 мая 1960 года в Свердловской области. 10 лет за шпионаж и Фредерику Прайору, студенту, арестованному по подозрению в шпионаже. В операции принимали участие будущий начальник нелегальной разведки управления «С» КГБ ПГУ Юрий Дроздов (он сыграл роль немецкого кузена Абеля), а также адвокаты Вольфганг Фогель, Джеймс Донован.

После отдыха и лечения Фишер вернулся к работе в центральном разведывательном аппарате. Участвовал в воспитании молодых нелегалов, в свободное время писал пейзажи. Фишер также участвовал в производстве художественного фильма «Мертвый сезон» (1968), сюжет которого связан с некоторыми фактами из биографии разведчика.

Уильям Генрихович Фишер умер от рака легких 15 ноября 1971 года в возрасте 69 лет. Похоронен рядом с отцом на Новом Донском кладбище в Москве.