Найти в Дзене

Рассказываю как КГБ отомстили за наших в тюрьме Бадабер

Весь мир узнал о событиях 26-27 апреля 1985 года, которые произошли под Пешаваром, Пакистан. Как и население СССР. Но западные СМИ уверены, что КГБ отомстил за гибель советских военнопленных, бунтовавших в секретной тюрьме Бадабер. И отомстить самым жестоким образом.

Укрепленный район Бадабер был построен американцами в начале холодной войны как Пешаварский филиал пакистанского резидентуры ЦРУ. Во время войны в Афганистане в поселке Бадабер располагался пункт гуманитарной помощи, который должен был предотвращать голод среди беженцев. В действительности, однако, она служила прикрытием для боевой школы контрреволюционной партии — Афганского исламского общества Афганистана. Здесь тайно содержались советские военнопленные, считавшиеся дома пропавшими без вести.
Более 30 лет назад, 26 апреля 1985 года, когда весь Советский Союз готовился к предстоящему 40-летию Победы, около 18:00 в крепости Бадабер раздались выстрелы… Воспользовавшись тем, что почти вся лагерная охрана вышла на вечернюю молитву, группа советских военнопленных, ликвидировав двух охранников на артиллерийском складе, вооружившись, освободила заключенных и предприняла попытку бегства.
Как вспоминал позднее лидер ИОА Бурхануддин Раббани, бывший президент Афганистана, сигналом к ​​восстанию стали действия одного из советских солдат.
Мужчине удалось обезоружить охранника, несущего суп. Затем он освободил заключенных, которые забрали оружие, оставленное тюремными охранниками. Другие версии отличаются.
Согласно одному из сообщений, они пытались пробиться к воротам, чтобы спрятаться. По другим данным, их целью была радиомачта, через которую они хотели связаться с советским посольством.

Тот факт, что советские военнопленные содержались в Пакистане, был бы важным показателем его участия в афганских делах.
Так или иначе, повстанцам удалось захватить арсенал и занять позиции, полезные для уничтожения энергоблоков. Советские воины были вооружены крупнокалиберными пулеметами, минометами М-62, противотанковыми гранатометами.
Весь персонал базы — около 3000 человек, а также инструкторы из США, Пакистана и Египта — находится в состоянии готовности. Но все их попытки штурмовать позиции повстанцев потерпели поражение.
В 23:00 лидер Исламского общества Афганистана Бурхануддин Раббани поднял полк моджахедов Халида ибн Валида, окружил форт и предложил повстанцам сдаться в обмен на их жизни. Восставшие сделали ответственную просьбу - связь с представителями посольств СССР, ДРА, Красного Креста и ООН. Услышав отказ, Раббани отдал приказ штурмовать тюрьму.
Ожесточенный бой, длившийся всю ночь, и потери среди моджахедов доказали, что русские не сдаются. Кроме того, в результате артиллерийского обстрела чуть не погиб лидер IOA Бурхануддин Раббани. Было решено использовать против мятежников все имеющиеся силы. Затем последовал шквальный огонь по городу, танкам и даже пакистанским ВВС. А что было дальше, конечно же, навсегда останется загадкой.

По рассекреченным данным радиоразведки 40-й армии, перехватившей донесение одного из пакистанских летчиков, по боевикам был нанесен бомбовый удар, который поразил военный склад с хранящимися там боеприпасами современными ракетами и гранатами.
Вот как позже описывал это один из бывших узников Бадабера, Носирджон Уматкулович Рустам: "Раббани куда-то пошел, и через некоторое время появилась пушка. Последовал мощный взрыв. Все повисло в воздухе. Ни людей, ни зданий, ничего не осталось. Все было на первом этаже, поднимался черный дым».
Тех, кто не погиб при взрыве, нападавшие добили. Правда, согласно перехваченному сообщению американского консульства в Пешаваре в Госдеп США: «Трём советским солдатам удалось пережить подавление восстания.
Потери противника составили 100 моджахедов, 90 пакистанских солдат, в том числе 28 офицеров, 13 пакистанских правительственных чиновников и 6 американских инструкторов. Взрыв также уничтожил тюремный архив, где хранилась информация о заключенных.
Чтобы инцидент не повторился, через несколько дней после восстания лидер Исламской партии Афганистана Гульбуддин Хекматияр издал приказ: «Русских в плен не брать».
Хотя Пакистан принял все необходимые меры, чтобы скрыть инцидент: молчание под угрозой смерти, запрет на въезд на территорию посторонних лиц, в прессу просочилась информация о советских военнопленных и жестоком подавлении восстания.
Первым об этом написал первый журнал Varian Sapphire, но номер был конфискован и уничтожен. Вскоре после этого пакистанская мусульманская газета опубликовала новость, которую сразу же подхватили основные средства массовой информации. В Старом Свете и в Новом Свете по-разному интерпретируют случившееся. Европейцы писали о неравной борьбе российских военнопленных за свою свободу, а «Голос Америки» сообщал о мощном взрыве, унесшем жизни дюжины русских военнопленных и столько же афганских правительственных солдат.

Для ясности 28 апреля 1985 года Государственный департамент США обнародовал «полную» информацию следующего содержания: «Площадь лагеря помощи примерно в одну квадратную милю была покрыта толстым слоем осколков от пуль, ракет и мины, а также человеческие останки... Взрыв был такой силы, что местные жители нашли осколки в четырех милях от лагеря, в котором также находились 14 русских десантников, двое из которых пережили подавление восстания.
Но факт мятежа подтвердил представитель Международного Красного Креста Давид Деланранц, посетивший советское посольство в Исламабаде 9 мая 1985 года.
Так как же на это отреагировал СССР?
Официально наша страна ограничилась лишь нотой протеста в адрес МИД, возложив всю ответственность за случившееся на правительство Пакистана и предложив сделать выводы о том, в чем состояло участие страны в агрессии против Демократической Республики Пакистан. Афганистан и СССР могли привести к. к. Довести до.

Но была и неофициальная реакция СССР.
По данным журналистов Карлана и Бурки, советские спецслужбы провели ряд ответных операций. 11 мая 1985 года посол СССР в Пакистане Виталий Смирнов заявил, что СССР не оставит это дело без ответа. «Исламабад несет полную ответственность за то, что произошло в Бадабере», — предупредил Смирнова президент Пакистана Мухаммад Зия-уль-Хак.
В 1987 году 234 пакистанских моджахеда и солдата погибли в результате советских нападений на пакистанскую территорию. 10 апреля 1988 года на складе боеприпасов в лагере Оихри, расположенном между Исламабадом и Равалпинди, произошел мощный взрыв, в результате которого погибло от 1000 до 1300 человек. Тогда следователи пришли к выводу, что имела место диверсия.
Но главное было еще впереди. 17 августа 1988 года разбился самолет президента Зия-уль-Хака. И спецслужбы Пакистана также напрямую связали этот инцидент с деятельностью КГБ в наказание Бадабере.
А вы говорите, что советская армия уже была слаба, а КГБ старело... Да мы были живее всех живых!