Когда-то давно, путешествуя по окрестностям Коктебеля, мы обратили внимание, что кроме автобуса на Курортное, до Коктебеля из Феодосии можно доехать и на автобусе с загадочным маршрутом «Урочище». Любопытство наше, куда ходит этот автобус, наши тогдашние хозяева не удовлетворили — мол, смотреть там нечего, да и не пустят туда, там «закрытая» военная часть. Ну мы и забыли об этом на время, благо посмотреть вокруг Коктебеля можно много чего — до сих пор всех интересных мест не облазили.
Но вот летом 2008 г. мы пошли на Эчки-Даг новым для нас маршрутом — от перевала, что не доезжая Солнечной Долины — по вершинам всех Трёх Братьев. И с первой же вершины на нашем пути — Куш-Кая — открылся потрясающий вид на долину севернее судакской дороги, окружённую незнакомыми и, на наш взгляд, непохожими на здешние скалами. Наш проводник просветил нас, что это посёлок Краснокаменка, ранее Кизилташ, он же — то самое Урочище. И подсказал, что чтобы попасть на эти скалы, надо выходить из автобуса на остановке у памятника, не доезжая посёлка, а там за бетонной плитой вверх в лесу ведёт тропка…
Конечно, мы не удержались и залезли наверх. Тропка, правда, постоянно терялась, но кое-как вдоль колючек мы залезли на гребень Горданлы (или Гардачлы-Кая), полюбовались роскошными видами и, не покоряя Космос (Сандык-Кая), так как не знали правильных троп — ретировались с вершины горы Кызылташ вниз по ущелью между Горданлы и Сочарикон-Кая. Но пообещали себе обязательно вернуться в Кизилташ.
Ещё как вернулись! Причём зимой. В снегопад. Пятого января. Идти в горы в такую погоду мы посчитали глупостью (хотя позже людей на вершинах мы видели — издалека), поэтому решили посетить Свято-Стефано Сурожский монастырь — собственно с него все и начинают знакомство с Краснокаменкой.
Для начала мы проникли на территорию войсковой части, где были конечно же задержаны. Но не сразу. Дело в том, что мы доехали до конечной остановки автобуса, а надо было выйти на пару раньше, на «Повороте», где специально для туристов стоят стрелки-указатели. Но об этом мы узнали позже. А пока мы знали только, что тропа к монастырю начинается от какого-то «Дизеля» с цифрами «1956» на трубе.
Огляделись по сторонам. Труба была далеко, возвращаться к ней не хотелось. А прямо за домиками мы нашли поле, стадион, за которым GPS-навигатор показывал асфальтовую дорогу прямо к монастырю!
Правда, всё же тень сомнения в правильности этого пути у нас зародилась: со стадиона мы наблюдали военных, что-то типа КПП и прочие не огороженные колючкой здания. И хотя мы никаких колючек и КП не преодолевали — ну было какое-то оборванное недоограждение — мы по любопытным взглядам военных, скорее, почувствовали, что мы находимся на территории в/ч, и нас за это по головке не погладят. Именно поэтому мы и не пошли на выход через КПП, а по тропочке перебежками упёрлись в двойную колючку, в которой нашли «спасительную» дырку. За ней, как и обещал GPS, поднималась в горы нужная нам (как мы думали) дорога. Правда, недолго мы были уверены в ней — по краям от обочины стали появляться всякие военные объекты (№42, стоянка...), техника, колючки стало гуще, а часовых чаще. Прикинулись местными и ускорили шаг — авось, проскочим.
На полпути до монастыря справа появились ограждённые штольни объекта 712. «Смотри, Лена, здесь находилась центральная база хранения ядерного оружия — ЦБХ»...
— Стоять!
Нам? Какое-то движение за ограждением. Часовой в тулупе пытается залезть по лестнице в сторожевую башню, но рядом несколько офицеров, и на нас никто не смотрит. «Пойдём, это они между собой, наверное». И опять: «Стоять»! Часовой из башни вылезает уже с автоматом. Оп-па, влипли! Офицеры на нас по-прежнему внимания не обращают. На всякий случай, прячем мобильники и GPS-навигатор поглубже в карманы. Робкий вопрос: «А долго стоять-то»? «Сколько скажут!», — рявкнул охранник. Но, наконец, офицеры закончили своё совещание и вышли к нам. Нам повезло — среди них оказался сам начальник штаба, которому мы объяснили, как здесь оказались. Подоспевшему патрулю он велел проводить нас к КПП, взять объяснительные, да отпустить. Неизвестно сколько бы нас «мурыжили», не окажись его на месте или будь он не в настроении, а так отделались часиком объяснений да фотографированием в архив — «встретите этих людей, будьте бдительны — возможно, они диверсанты». Ведь мы умудрились пройти почти насквозь самую секретную часть, дойти до самых охраняемых объектов, а отделались лёгким испугом. Повеселили охрану фотографиями секретных кошек, так нам ещё и объяснили, как всё-таки дойти до монастыря, и напутствовали непременно там побывать.
Не хочется сильно углубляться в ядерное прошлое Краснокаменки — тем, кому интересна история рабочего лагеря «Феодосия-13», который, кстати, был на территории нынешнего стадиона, и что за секретный объект мы посетили, рекомендую статью М.Н.Изюмова «О чём молчит кизилташское ущелье» и вообще сайт «Кизилташ». Ну а мы на своей шкуре выяснили, что штольни, расположенные в недрах горы Горданлы были, есть и будут закрытым объектом. Несмотря на то, что с июля 2007 года бывший военный городок официально стал обычным посёлком Краснокаменка.
Кстати, оказывается, получить примерное представление о масштабах и конструктивных особенностях подземных сооружений бывших хранилищ можно вполне легально. Недалеко от западного выезда из посёлка в горе есть небольшой тоннель с несколькими боковыми штольнями, в которых размещались климатические установки и хранилища боеголовок. В своё время, как и другие брошенные объекты, его не преминули разорить охотники за металлом — вывезли даже рельсы. Зато теперь там есть тайник Геокэшинга.
Но вернёмся к нашим приключениям. Покинув КПП, мы направились к «Дизелю». И правда, есть указатели и тряпочки. Специально для таких как мы. Перед электростанцией поворот направо и небольшой карман. Правее кармана и немного вверх ворота с живописной колючкой — нам туда. Держимся забора и двигаемся вдоль красных лоскутков ткани на деревьях. Здесь тропа уже торная — есть и скамеечки для отдыха и ступеньки с перилами. И вот уже внизу за деревьями видно сторожевую башню с задержавшим нас охранником и за многорядным ограждением шахту, до которой мы почти дошли, и у которой кончилась бы наша дорога. Всё равно бы мы не прошли сквозь эти колючки, а до монастыря уже рукой подать — несколько вновь выстроенных зданий (на фото не попавших), среди которых скромный храм Всех Печёрских Святых. Идём налево мимо сторожевого Рекса, благо он на привязи и вполне дружелюбен.
Сначала по бетонной дороге к колодцу, вода из которого якобы излечивает болезни глаз. С удовольствием пьём, умываемся. Следуем дальше, точнее, немного назад. Слева от недавно построенной деревянной церкви колоритная лестница с не менее колоритным каменным крестом — единственное, что осталось от взорванного монастыря.
Снег валит хлопьями и хрустит под ногами — даже не верится, что мы в Крыму. Не хочется разрушать пушистый покров, но любопытство ведёт нас вверх по лестнице к монастырскому некрополю.
А чуть выше вход в сказочный грот, с другой стороны которого каменный карман с заснеженным деревом —и откуда-то сверху в этот колодец медленно опускаются снежинки.
Кажется, этот грот и называют Разбойничьей пещерой, связывая её (как и многие другие) с легендарным разбойником Алимом.
Из грота, меж тем, можно рассмотреть почти всю Кизилташскую долину и верхний — секретный городок со всеми его «объектами». Но нам интереснее монастырские достопримечательности, и мы спускаемся назад к церкви и обходим гору, чтобы подняться к Святой пещере.
К ней ведёт стальная лестница, внизу чудесная панорама на Краснокаменку.
В самой пещере ведутся какие-то строительные работы, а в глубине — маленькое озерцо. Осенью того же года пещеру закрыли железной дверью. Но мы успели там побывать и прикоснуться к легендарному роднику. «Достопримечательностью монастыря был целебный источник в одной из пещер, которую считали священной. По преданию, отузский пастух нашёл там плавающую в источнике икону Божией Матери, которую передал феодосийскому протоиерею Иосифу. Через некоторое время икона, уже в серебряной ризе, возвратилась в Кизилташскую киновию и хранилась в церкви Успения Божией Матери». На сегодняшний день местонахождение иконы неизвестно. Осталась только легенда.
Однако надо всё же немного рассказать об истории столь труднодоступного ранее монастыря. Информации в Интернете много, интересующимся рекомендую сайт «Кизилташский монастырь».
По преданию, ещё в VIII веке здесь находилась летняя резиденция сурожского архиепископа, защитника иконопочитания свт. Стефана Сурожского. Есть достоверные сведения о том, что в начале XIV века в Крыму активно действовал армянский монастырь Гзлташ (Кизилташ), и что в этом монастыре действовала духовная семинария, куда учиться приезжали даже из Армении, и в которой в числе других предметов преподавалась и духовная музыка.
Вероятно, ещё до захвата Крыма турками, монастырь пришёл в запустение, так как среди 19 деревень, которые при турках были включены в Судакский кадылык, Кизилташ как таковой указан не был. Вероятно, что на тот момент там не было какого-либо значимого поселения. Дальнейшая судьба этого армянского монастыря не известна, но после изгнания турками генуэзцев, истребления и выселения подавляющего большинства армян и греков, большинство армянских церковных зданий на полуострове пустовало из-за резкого снижения численности армян... В 1837 году Кеппен, посещая Крым, пишет следующее: «Близ Отуз, верстах в шести от деревни, несколько вправо от дороги Таракташской, есть в скале Кызылташской пещера глубиною в 17 шагов, которая иногда привлекает к себе богомольцев. В конце оной, на столе, заменяющем здесь алтарь, при образе лежит обломок беломраморной плиты, величиною вершков в пять, на коем изсечён лик какого-то Святого, судя по венцу, окружающему главу». То есть к тому времени не остается никаких построек, которые бы стоило упоминать.
Новая история возрождения монастыря началась в 50-х годах XIX века. Кизилташский мужской монастырь во имя святого Стефана Сурожского известен как монашеский скит с 1855 года. Его основали два странствующих богомольца — бывший крепостной крестьянин Калужской губернии Андронин и отставной вахмистр Пантелеймон.
В 1855 монастырь был освящен архиепископом таврическим Иннокентием, а в мае 1856 г., был назначен первый настоятель-иеромонах о. Арсений, в следующем году он пишет «…кроме ветхого домика, имеется ещё четыре землянки, покрытые черепицею, где помещалось по одиннадцать человек братии». После прибытия игумена молитвенный дом был преобразован в церковь во имя святого исповедника Стефана Сурожского. Обитель обустраивалась и росла. При постройке монастыря в середине 1850-х годов рядом с монастырской усадьбой, монахи видели большой камень кубической формы с изображением креста на одной из сторон. Предполагалось, что это древний престол. А на дне потока, омывающего киновию с запада, тогда же обнаружили часть мраморной колонны с изображением лика одного из апостолов.
С момента закрытия монастыря в 1923 году благодатные земли Кизилташской долины не пустовали, сначала на этой территории была детская трудовая колония, позже земли были отданы Щебетовской сельскохозяйственной артели, и монастырские здания использовались под общежитие и клуб. А с 1930 года на территории Кизилташа находился дом отдыха ВВС Московского военного округа, который просуществовал вплоть до 1941 года. В 1950 году было принято решение об организации предприятия среднего машиностроения на территории современного поселка Краснокаменка. Оставшиеся после войны руины зданий монастыря были взорваны по личному указанию Берии, и в 1951 году началось грандиозное строительство ядерного арсенала Черноморского флота. И Кизилташ исчез с карт Крыма...
В 1998 году Кизилташский монастырь один из первых в Крыму оформляет выделенный участок земли для возрождения обители. В мае 2000 года, по согласованию с командованием воинской части, братия монастыря поселилась и начала строительство первых братских корпусов. А незадолго до этого по приказу командира части на вершине горы Чакыл-Кая был поставлен крест. Отец Никон рассказывал такую историю: «Семиметровый крест был освящен внизу, а затем солдаты с большим трудом втащили его на вершину горы. Установили, трудясь на совесть. А ночью на квартире отца Никона раздался телефонный звонок. Звонил сам командир части: "Батюшка, срочно приезжайте к нам! Тут такое происходит!" От волнения командир части даже не мог толком объяснить, в чем собственно дело. Он только бросил в трубку: "Чудо! У нас тут северное сияние!" И тут же раздались частые гудки. Чудо заключалось в том, что только что установленный на вершине горы крест светился всю ночь. Да таким необыкновенным светом, что у всех военнослужащих и членов их семей, которые выходили на улицу взглянуть на диво, захватывало дух».
Но вспомнили о монастыре, если верить рассказам и прессе, после истории о заблудившейся в лесу возле Старого Крыма семилетней девочке.
Вместе с родителями она приехала из Феодосии собирать грибы. Пока папа с мамой ходили по округе с корзинками, дочка сидела в машине. Потом ей наскучило, и она пошла навстречу маме. Шаг, ещё шаг, поворот за соседнее дерево — и тут Валя Сигова поняла, что заблудилась. А леса крымские, хоть и необширные, но такие коварные... Заблудиться легко, пройти сложно, бывало, и взрослые люди терялись бесследно, а что уж говорить о перепуганном ребёнке. К счастью, Валя вспомнила, что учительница в школе им говорила, что когда страшно, не надо отчаиваться, а надо молиться и призывать на помощь Бога и Его Пречистую Матерь. Валя начала молиться, да так и заснула под деревом. Проснулась Валя оттого, что на неё упала шишка. Затем другая, третья. На сосновой ветке сидела белочка. Махнув пушистым хвостиком, она как бы пригласила девочку следовать за собой. И Валя пошла. Шли они с белочкой без малого два дня. Всё это время милая зверюшка была рядом с Валей, ночью спала с нею рядышком, согревая своим тельцем, а днём вела девочку в одном ей и Богу известном направлении — среди оврагов, упавших древесных стволов, огромных замшелых и увитых плющом валунов... Такой путь и взрослому человеку непросто даётся без помощи, а единственной помощью Вале была маленькая белочка. «На какой камень она прыгнет, на тот я и становлюсь» — вспоминала потом Валя. К вечеру третьего дня девочка вышла на опушку леса, и там её заметили военные. Белочка, увидев людей, посчитала свою миссию выполненной и весело попрыгала обратно в лес, махнув хвостиком на прощанье. Пушистый лесной проводник вывел Валю не просто к военной части. Девочка оказалась на месте, где некогда стояли монастырские стены. Сейчас остаётся лишь гадать: или Господь Бог указал маленькой обитательнице леса вести девочку, или то Ангел-хранитель явился в образе белочки. Но случившееся чудо возымело действие: о Кизилташском монастыре вспомнили и заговорили.
Собственно, после этой истории рядом с монастырём и появился в Кизилташе памятник ангелу-хранителю. Который мы ни в этот день, ни на следующий, когда мы возвращались через монастырь с Туар-Алана по ущелью Мезарлык-Узень, так и не нашли. Зато нашли осенью того же года, просто немного спустившись от храма к забору части.
Спустившись от Святой пещеры, мы свернули вправо и немножко прошли по дорожке — позже мы узнали, что она через ущелье Мезарлык-Узень ведёт к горе Френк-Мезер, но пока мы походов не планировали, а просто полюбовались скалами над ущельем и горой Королов.
Когда мы вернулись к храму, тучи рассеялись, вышло солнце и повеяло весной. А ведь и правда — недавно встреченный нами прохожий рассказывал, что ещё на Новый год (три — четыре дня назад) они с семьёй собирали здесь подснежники. Теперь, греясь на солнце, мы уже верили этому человеку — так, глядишь, к завтрашнему дню весь снег растает, и вновь полезут первоцветы!
Мы так обрадовались теплу, что решили рискнуть и не возвращаться монастырской тропой, а нафантазировали себе новый маршрут, что якобы поднявшись по Кызылташ-Дере, мы сможем обойти с севера Сандык-Кая и вдоль склона Сочарикон-Кая по знакомой с 2008 года дорожке выйти к автопарку у въезда в нижний городок.
Впрочем, уже спустя первый километр крутого подъёма, мы сообразили, что затея эта если и реализуема в короткий январский день, то с утра, а вовсе не за два — три часа, как мы наивно планировали.
С полчаса мы ещё пытались настырно лезть вверх по сугробам, надеясь на новые виды или хотя бы разведать тропинку с этой стороны к вершине Сандык-Кая, но овраг оказался лесистым и видов нам не показал.
Зато, вернувшись к монастырю, мы застали закат и так им залюбовались, что в посёлок спустились уже совсем затемно.
Так как на автобус мы опоздали, а следующего ждать полчаса, мы решили не ждать. А пройтись вдоль дороги по посёлку. Оказалось, не пройти, а проехать! Как я уже сказал, с утра валил снегопад, а после обеда вышло солнце. Так вот – все улицы превратились в сплошной каток! Идти по дороге было фактически невозможно, а каково приходилось водителям! Мы с ужасом наблюдали, как натужно поднимающийся в горку (наш!) автобус сползает потихоньку к обочине дороги, за которой тянется трубопровод.
Но, слава Богу, пронесло – видать, хватит нам сегодня испытаний – автобус благополучно вернулся с конечной и довёз нас до Коктебеля, где нам показали неожиданное после длившегося почти весь день снегопада звёздное небо.
На следующий день был Сочельник, и вечером мы опять посетили монастырь, и слышали удивительные песнопения, далеко разносящееся в горных ущельях – видать, и правда здесь ранее преподавалась духовная музыка. Но это уже другая история…
5 января 2010 г.