Когда я вошла в зал, я увидела, что половина участников тренинга — это женщины 55+.
«Какая тоска», — подумала я. Женщины в возрасте вызывали у меня стойкое отторжение. Я старалась держаться от них подальше. Непривлекательные, скучные, старомодные… Я как будто боялась стать частью этой стайки. Этой безнадёжно грустной, на мой взгляд, картинки.
Тренинг закручивался очень лихо. Вариантов, кроме как раскрываться в своей самобытности, ни у кого не было.
Одна дама за 60 должна была проявить себя перед всеми максимально искренне. Она пыталась вовлечь участников в свой процесс, но публика сохраняла холодную отстранённость. Казалось, женщина была готова признать свою беспомощность, сдаться и уступить место другому.
Отчаявшись достучаться до нас, она обречённо закрыла глаза и внезапно с чувством запела какую-то незнакомую песню. И стала медленно танцевать. Уже не для зрителей, просто так потекла жизнь в тот момент.
Это было очень по-настоящему, как будто в последний раз. Она кружилась по залу, и не осталось ничего, кроме её пронзительного танца. Маленькая, трогательная, она двигалась через свой страх и барьеры. «Я есть!» — стучалась она в наши сердца.
И неожиданно я почувствовала нежность к этой танцующей женщине. Мне захотелось укрыть её от холода и равнодушия, которые я сама же и испытывала несколько минут назад.
Как же ей одной вообще выжить, без нашего тепла? Мы же все в ответе за неё.
Это поле настоящести накрывало всё больше. И я прозревала в том, от чего убегала.
Я почувствовала красоту этих немолодых девочек, прошедших длинную жизнь. Проживших бесконечное количество моментов, не только светлых, но и неподъёмно тяжёлых. И не раз их боль была так глубока и невыносима, что продолжать жить становилось подвигом.
И теперь, когда утрачена стройность тела, миловидность лица, цепкость ума, стремительность речи и движений, они всё ещё здесь и им нужно продолжать принимать себя, любить себя, любить всё вокруг. И им так необходимо простое человеческое внимание!
Как можно вообще сортировать людей на «нравится» и «не нравится»? Отворачиваться от того, что «не заслуживает быть». Мы же одно многоликое сознание, которое проявляет себя такими разными, порою противоречивыми гранями. Один младенец, другой старик. Один наследный принц, другой бедный селянин. Миротворцы, диктаторы, верующие, атеисты, интеллектуалы, безграмотные…
Когда начинаешь осознавать это единство, остаётся только благодарность ко всем проживаемым ношам и ролям. Потому что всё есть наш коллективный опыт, один на всех. Становится всё меньше того, что режет глаз и возмущает слух. И так, через сердце, мы учимся принимать жизнь таковой, как она есть.
Елена Скиба