На «EUROMORE» опубликована новая запись Владимира Бузаева, сопредседателя Латвийского комитета по правам человека:
В рамках личного надзора за осуществлением той части «реформы образования», которая сводится к полному переводу оного на латышский язык, обнаружил еще одно «обсуждение» проекта изменений стандарта дошкольного образования.
Я уже писал о том, что МОН, не мудрствуя лукаво, просто предложил исключить из соответствующих правил Кабинета министров №716 все упоминания о программах для нацменьшинств, в том числе и сами программы, что для здоровых детей, что для детей «с особыми потребностями», в том числе и тех, кто и на родном языке объясняется с трудом.
Тем не менее не все так просто, как представляет себе МОН.
Во-первых, парламент, провозглашая полный перевод обучения в дошкольных учреждениях на латышский язык уже с ближайшего 1 сентября, нарисовал в законе, ориентируясь видимо на внешних наблюдателей, некоторые гарантии изучения нашими детьми родного языка, правда в виде факультативов.
Во-вторых, дети еще и получили «на бумаге» ранее отсутствующее у них право «индивидуальной и персональной поддержки в обучении владением латышским языком в случае необходимости». Даже такая мизерная гарантия прошла в Сейме едва-едва: 42 голосами против 39.
То, что ни первой, ни второй гарантии в проекте правил нет, я заметил еще в декабре, сразу же, как только проект правил объявился на правительственном портале. Подал на портал от имени Латвийского комитета по правам человека свое изложенное выше возражение, выразил сомнение в том, что в детском саду возможно в принципе организовать факультативы и посетовал, что проект правил не был вынесен на общественное обсуждение.
На последнее возражение МОН отреагировал сразу, и поставил отметку о «вынесении» проекта на общественное обсуждение задним числом, когда указанный на сайте период общественного обсуждения уже закончился. На такое открытое наперстничество мы отреагировали на том же портале от имени партии «Русский союз Латвии». Эта часть эпопеи с правилами отражена вот здесь: https://tapportals.mk.gov.lv/legal_acts/20766506-ec96-4081-acee-1871b8a6c054
Разоблаченный МОН извинился «за техническую ошибку» и назначил общественное обсуждение повторно, вплоть до 26 января.
Пока в нем участвую я один, и обе гарантии для детей нацменьшинств с большим трудом мною в проект правил вставлены: https://tapportals.mk.gov.lv/public_participation/d0cdd026-7f2f-4cab-bd6f-9b5c0f368f0f
Свое мнение о правилах еще может внести каждый индивид или общественная организация.
Но приключения проекта правил не ограничились одним правительственным порталом. Мне удалось всучить этот сомнительный МОНовский товар еще и ЕСПЧ, в деле, где Суд с марта 2021 года исследует еще предыдущую «реформу 2018», которая теперь кажется нам раем.
Как известно моим читателем, в ЕСПЧ 6 января было направлено Рождественское послание, в котором Суду было сообщено, что не дожидаясь окончания прежней реформы (и соответствующего судебного решения), правительство успело затеять новую. Там как раз к месту оказалась и история проекта злополучных правил.
Суд уже 10 января отклонил мое гусарское предложение о предупредительных мерах в отношении «реформы 2022». Однако через неделю пришло послание от главы секции Суда, решившей, что детальное описание этой реформы будет учтено при рассмотрении иска: приобщено к делу и послано правительству для дачи пояснений.
Так что у второго правительства Кариньша появилась вторая головная боль, а шансы поквитаться в Страсбурге за все наши унижения существенно повысились.
Эта запись также опубликована в Facebook автора.
📌 Оригинал этой публикации – на сайте «EUROMORE»:
👉 Тяжесть детства
–
Друзья! Читайте «EUROMORE» также в «Telegram», «Живом Журнале», «Яндекс.Дзен» и «ВКонтакте».