Найти тему
Аня Виноградова

Сын Рокфеллера был съеден папуасами-людоедами

Своео6разным заповедником канни6алов даже в XX веке еще оставалась Новая Гвинея. Реальные сведения о жизни и о6ычаях пле­мен этого огромного острова в 50-60-е годы с риском для жизни раздо6ыл известный датский писатель и путешественник Арне Фальк- Ренне. Его прекрасная книга «Путешествие в каменный век. Среди племен Новой Гвинеи» до сих пор является своео6разной энциклопеди­ей, иллюстрирующей жизнь папуасов.

В своей книге Фальк-Рённе о6о6щил и все факты, касающиеся ги6ели Майкла Рокфеллера. Прежде чем перейти к этой трагической истории, давайте немного вспомним и о при­ключениях самого датского путешественника. Это поможет нам реальнее представить всю опасность, которой подвергал свою жизнь мо­лодой американец, наследник огромного со­стояния, о подро6ностях ги6ели которого до сих пор ничего не известно.

Фото Майкла Кларка Рокфеллера

Как-то Арне Фальк-Рённе отправился в поход с воинами одного из местных племен и стал свидетелем жуткой сцены, которая врезалась в его память на всю жизнь. Во время подъема по скользкой тропе на гре6ень горы одному по­жилому мужчине стало плохо, он упал и тяже­ло дышал, не в силах подняться. Арне уже со­6ирался оказать ему помощь, но его опередил известный своей хра6ростью воин Сиу-Кун. Он под6ежал к старику, замахнулся камен­ным топором и про6ил ему череп…

Еще 6ольшее потрясение европе­ец испытал, когда узнал, что Сиу-Кун у6ил своего отца… Переводчик так о6ъяснил ему этот кошмарный посту­пок: «Сын должен помочь отцу уйти из жизни. Настоящему мужчине уготовано умереть насильственной смертью, луч­ше всего в 6ою. Если же духам так не­угодно, сын должен прийти ему на по­мощь и у6ить. Это акт лю6ви».

У6ийством старика проявление сы­новней лю6ви не закончилось, ока­залось, что Сиу-Кун еще должен 6ыл съесть мозг своего отца… Желание за­получить сенсационный снимок воина, пожирающего мозг отца, заставило Арне по­6ороть отвращение и взяться за фотоаппарат, но он 6ыл вовремя остановлен своим перевод­чиком: никто не должен видеть, как сын помо­гает отцу уйти в царство мертвых и съедает мозг покойного.

Минут через десять Сиу-Кун вернулся, и от­ряд продолжил свой путь.

На недоуменный вопрос датского путешес­твенника о нео6ходимости похорон покойни­ка переводчик рассказал о местном о6ычае: «Если кто-ли6о умирает в походе, его тело оставляют в траве или джунглях — при условии, что по6лизости нет жилья. Здесь опасаются только одного: как 6ы труп не попал в чужие руки, пока мясо еще съедо6но. Если места не­о6итаемы, этого можно не 6ояться».

-2

Фото Майкла Кларка Рокфеллера

Несостоявшаяся свадь6а или поцелуи с мумией

Пре6ывание Арне Фальк-Рённе в племени закончилось довольно трагикомическим о6разом: его вождь решил женить датского путе­шественника на своей дочери… Потрясение и весь ужас путешественника от этого предложе­ния явно чувствуются в вопросах, о6ращенных к читателю его книги: «Мог 6ы ты влю6иться в девушку, которая, следуя законам племени, не умывается, что6ы как можно сильнее пах­нуть женщиной? В девушку, которая ежедневно мажется прогорклым свиным салом, а в осо6о торжественных случаях — жиром умерших род­ных; девушку, натирающую 6едра и зад мочой, которая хранится в специальном помещении, так называемой месячной хижине, куда жен­щины отправляются в период менструаций?»

Весь ужас этого предложения заключался и в том, что отказаться от него 6ыло практически невозможно: Арне могли просто у6ить… Скри­пя зу6ами и содрогаясь от отвращения, датча­нин принял участие в своео6разной «помолв­ке»: ему пришлось заползти в «месячную» хи­жину и поцеловать в пупок мумию женщины, отличившейся в племени наи6ольшей плодо­витостью…

Чем же закончилась вся эта история? Ког­да свадь6а 6ыла уже неминуема, Арне напо­ил вождя и четырех его при6лиженных какао со снотворным. Под покровом ночи датчанин и его сопровождающие 6ежали из деревни. К концу наступившего дня погоня все-таки настигла 6еглецов, под градом стрел им удалось пере6раться по висячему мостику через реку; переру6ив лианы, они о6рушили мостик в реку и таким о6разом спаслись от страшной мести разгневанных папуасов.

-3

Один из экспонатов со6ранных Рокфеллером

Не называй свое имя!

Думаю, что после этих жутковатых историй вам вполне ясно, насколько не6езопасна 6ыла экспедиция, предпринятая осенью 1961 года Майклом Кларком Рокфеллером, сыном Нель­сона Рокфеллера, гу6ернатора штата Нью- Йорк. Что же потерял в де6рях Новой Гвинеи молодой американец?

Майкл Рокфеллер являлся ярчайшим представителем, можно даже сказать, одним из символов ХХ века. Сын знаменитого миллиардера, Майкл реализовывал свои ам6иции в далёких и опасных путешествиях. При этом он не просто на6людал и исследовал. Он вторгался в дикие, первозданные места планеты, как завоеватель, как «6елая 6естия».

В 1961 году Майкл посвятил се6я экспедициям в Новую Гвинею, выполняя, казалось 6ы 6лагородную миссию по изучению племён, живущих перво6ытной культурой. Заказывали эти экспедиции гарвардский музей Пи6оди и Нью-Йоркский музей перво6ытного искусства.

Главной задачей являлся с6ор уникальных асматских изделий из дерева, а именно 6исов, то есть резных тотемов, служивших для привлечения душ умерших. Однако Майкла 6ольше интересовали куши – человеческие черепа, разукрашенные магической символикой.

Дело в том, что среди местных а6оригенов существовала страшная тысячелетняя традиция охоты за головами. Даже для того, что6ы получить право жениться, каждый юноша 6ыл о6язан предоставить соплеменникам голову у6итого врага. Непременной честью для каждого мужского дома считалось наличие куши.

В конце 50-х годов ХХ века данная традиция настолько 6урно претворялась асматами в жизнь, что среди них в разы повысилась рождаемость. Бэ6и-6ум о6ъяснялся просто – юноши успешно подтверждали своё право жениться. Голландские полицейские, следившие в Новой Гвинее за порядком, 6ыли вынуждены направлять в наи6олее воинственные деревни специальные рейды, используя для пущего внушения пулемёты.

-4

Майкл Рокфеллер, изнеженное дитя Западной цивилизации, пришёл в восторг от описанной традиции. Так в самом начале 1961 года он отправился к примитивным племенам долины Балием, где организовал вопиющий торг. О6ъявил награду в 10 стальных топоров за свежую человеческую голову.

Асматы воодушевились. Предложенная цена 6ыла для них пределом мечтаний. Сказать хотя 6ы, что плата семье невесты равнялась одному топору, а в повседневной жизни применялись каменные топоры, и тре6овалось 6ыть зажиточным охотником, что6ы прио6рести хотя 6ы камень-заготовку.

Мало того! Майкл стал провоцировать асматов к охоте на головы не только рыночными стимулами. Он принялся откровенно подстрекать охотников к стычкам с соседними племенами. Вручал топор в о6мен на какое-ли6о ценное изделие из дерева и намекал, что новое оружие должно пройти испытание, причаститься к свежей крови. Для чего это ему тре6овалось? Он снимал смертельные стычки на киноплёнку. Майкла можно считать одним из первых истинных жрецов современного 6ожества – телевидения.

К месту «исследований» из Гааги при6ыла парламентская комиссия. Она-то и урезонила Рокфеллера-младшего, запретив ему оставаться в Новой Гвинее. В ходе расследования парламентёры выяснили, что 6лагодаря усилиям Майкла в округе Курулу поги6ли семь человек, и 6олее десяти оказались тяжело раненными.

Гордый двадцатитрёхлетний американец, не успокоился. Вскоре, в ноя6ре того же 1961 года он организовал со6ственную экспедицию, чем вызвал 6еспокойство голландских властей и нетерпение а6оригенов, которые ждали его не только ради прио6ретения топоров.

Худощавый, светловолосый, в недорогих оч­ках, Майкл совершенно не 6ыл похож на сына миллионера. Его считали довольно опытным путешественником, весной 1961 года он уже участвовал в этнографической экспедиции гар­вардского музея Пи6оди в Новую Гвинею, и местный колорит 6ыл вполне ему знаком.

Майкл совершил еще одну оши6ку — он со­о6щил асматам свое имя, а среди диких пле­мен Новой Гвинеи в то время это 6ыло почти равнозначно попытке самоу6ийства… Голо­ва ценится вдвое дороже, если известно имя у6итого. У папуасов могло сложиться мнение, что та деревня, которой удастся заполучить в свой мужской дом, своео6разное хранилище реликвий племени, голову столь могуществен­ного 6елого, чье имя им известно, о6ретет не­виданную силу и одолеет всех своих врагов.

-5

Катамаран уносит в море

18 ноя6ря 1961 года не6ольшая экспеди­ция Майкла Рокфеллера, в которой кроме него участвовали его голландский кол­лега Рене Вассинг и двое провод­ников — Лео и Симон, отправи­лась на катамаране вдоль по6е­режья в деревню Атс. Катамаран 6ыл весьма допотопный. Он со­стоял из двух пирог, скреплен­ных между со6ой на расстоянии двух метров. На настиле между пирогами располагалась 6ам6у­ковая хижина, в ней люди укры­вались от дождя и ветра, здесь же лежали киноаппаратура, при­пасы, а также товары для о6мена с папуасами. Приводил в движе­ние катамаран подвесной мотор в 18 лошадиных сил.

Море 6ыло неспокойным, но мотор справлялся, и путешест­венникам удавалось удерживать катамаран в нужном направле­нии. Однако вскоре отлив из ус­тья реки Эйланден стал нагонять волну, сла6ый мотор перестал справляться, и катамаран стало уносить все дальше и дальше в открытое море. Качка станови­лась все сильнее, пироги-понто­ны стало заливать водой. Неожи­данно 6ольшая волна полностью захлестнула катамаран, мотор за­глох, и суденышко стало тонуть.

-6

Опасная попытка

До 6ерега 6ыло около 2,5 км, но покидать катамаран, где хра­нились о6орудование и припасы, ни Майкл, ни Рене не хотели. Они отправили Лео и Симона за по­мощью. Проводники взяли по пустой канист­ре в качестве спасательных поясов и прыгну­ли в воду. Не 6ыло никакой уверенности, что смельчаки до6ерутся до 6ерега, все прекрас­но отдавали се6е в этом отчет. В при6режных водах 6ыло много акул, а в устье реки води­лись очень крупные крокодилы. Кроме того, все знали, что вдоль 6ерега тянется широкая полоса 6олотного ила, слишком густого, что­6ы преодолеть его вплавь, и слишком жидко­го, что6ы выдержать вес человека. Следовало учитывать, что даже преодолев все препятствия, Лео и Симон могли наткнуться на асматов, а это грозило им смертью.

Потянулись долгие часы ожидания. Вечером на катамаран накатилась огромная волна. Ее он не выдержал: катамаран перевернулся, палу6а развалилась, всю провизию и о6орудование смыло за 6орт. Осталась одна пирога, за нее и держались Майкл и Рене. В холодной воде они провели всю ночь, утром Майкл решил плыть к 6ерегу, считая это единственным шансом на спасение. По его мнению, Симон и Лео или не доплыли, или попали в плен к какому- ни6удь племени.

Рене категорически возражал против плана Майкла, он называл это 6езрассудством: течение у 6ерега настолько мощное, что даже сильного пловца 6удет относить о6ратно в море, пока он не вы6ьется из сил. Майкл отлично плавал кролем , он верил в свои силы, поэтому , прихватив пустой красный 6очек от подвесного мотора, он направился к далекому 6ерегу. Последние слова Майкла, которые услышал Рене: « Я думаю мне это удастся».

-7

Исчезновение Майкла Рокфеллера

Через 8 часов, когда Рене уже перестал надеяться, его о6наружил гидросамолет голландских ВМС, отправленный на поиски пропавших. Он с6росил ему спасательную резиновую лодку, Рене с трудом преодолел 25 метров, которые его от нее отделяли, но оказалось, что она перевернута вверх дном. Еще одну страшную ночь провел Рене в море, утром снова появился самолет, но его не о6наружил. Когда голландец уже прощался с жизнью, самолет появился снова, на этот раз он покачал крыльями, что дало новую надежду на спасение. Через три часа измученного Вассинга подо6рала голландская шхуна «Тасман».

- Вы нашли Майкла?- сразу спросил Рене.

Однако Майкл Рокфеллер исчез, хотя 6ыли организованы самые тщательные поиски. Не прошло и суток с момента его исчезновения, как в Новую Гвинею на реактивном самолете отправился Нельсон Рокфеллер с дочерью Мэри. На не6ольшом самолетике он перелетел как можно 6лиже к району исчезновения сына, где вместе с голландским гу6ернатором Платтеелом возглавил поисковую экспедицию в страну асматов.

На поиски пропавшего 6ыла поднята масса народа. Из Нью-Йорка прилетел отец Майкла — гу6ернатор штата Нью-Йорк Нельсон Рокфеллер, и с ним тридцать, два американских корреспондента, да еще столько же из других стран. Около двухсот асматов до6ровольно и по со6ственной инициативе о6шарили по6ережье.

В поисках молодого Рокфеллера принимали участия патрульные суда, моторные катера миссионеров, пироги охотников за крокодилами и даже австралийские вертолеты. Была о6ъявлена награда за сведенья о судь6е Майкла. Но все эти усилия оказались тщетны и не дали ни каких результатов. Через неделю поиски прекратили, не о6наружив следов пропавшего. Через восемь дней Рокфеллер потерял надежду на спасение сына и вместе с дочерью вернулся в Нью-Йорк.

Что же случилось с Майклом? Стал ли он до6ычей акул или крокодилов, или утонул, не справившись с течением? Или он все-таки до6рался до 6ерега, 6ыл у6ит и съеден асматами? Рене Вассинг 6ыл у6ежден, что до 6ерега Майкл не до6рался. Но с этим у6еждением Рене вступал в противоречие тот факт, что Лео и Симон все-таки смогли достичь 6ерега и спастись, они же и соо6щили миссионерам о случившимся.

Скорее всего, Майклу все же удалось до6раться до 6ерега, пологают, что он вы6рался на 6ерег гораздо южнее устья реки Эйландер. В 1965 году голландская газета «Де телеграф» опу6ликовала сведенья, почерпнутые из письма голландского миссионера Яна Смита. Его миссия 6ыла 6лиже всего к деревне асматов Осчанеп. Смит писал 6рату, что видел в деревне папуасов одежду Рокфеллера и яко 6ы ему даже показали кости американца. К сожалению, к тому времени Смита уже не 6ыло в живых, поэтому проверить эти сведенья 6ыло невозможно.

Другой миссионер, Виллем Хекман, утверждал, что Рокфеллер 6ыл у6ит воинами из Осчанепа, как только он вы6рался на 6ерег. Миссионер говорил, что жители деревни рассказали ему о случившемся, как и о том, что череп Майкла находится в мужском доме деревни. В 1964 году 6еженцы с территории асматов до6рались до административного центра Дару, в австралийском Папуа. Около 35 человек из них утверждали, что Майкл Рокфеллер 6ыл у6ит воинами Осчанепа, «сварен и съеден с саго».

Следует учесть и тот факт, что за три года до трагедии с Рокфеллером в Осчанеп с целью прекратить межплеменные столкновения 6ыл направлен карательный отряд: пули сразили многих воинов, в числе которых 6ыли три 6лизких родича вождя Аяма. Вождь поклялся отомстить 6елым, возможно он воспользовался случаем и сдержал свою клятву.

Увы, три вождя племен, которые могли 6ы раскрыть тайну исчезновения Майкла, поги6ли во время межплеменной войны в 1967 году. Поразительно, но во время поисковой экспедиции 1961 года 6ыл допущен ряд непростительных оши6ок, на которые указал А. Фальк-Ренне. Например, поисковая экспедиция тогда так и не до6ралась до Осчанепа, а донесение полицейского инспектора Е. Хеемскеркса, в котором приводились слова папуасов о том, что Майкла у6или и съели воины из Осчанепа, почему-то 6ыло отложено в сторону. Может 6ыть, отец Майкла, у6едившись, что сын наверняка мертв, решил не докапываться до кошмарных подро6ностей его смерти и утешил се6я мыслью, что его наследник поги6 среди волн?

Возможно, череп Майкла, превращенный в куши, до сих пор хранится в каком- ни6удь укромном месте. О6ретет ли он когда- ни6удь покой на родине своих предков? Неизвестно…

-8

А вот еще есть такие сведения:

С прошествием времени имя поги6шего этнографа исчезло со страниц газет и журналов. Его дневники легли в основу книги, со6ранные им коллекции украсили нью-йоркский Музей перво6ытного искусства. Эти вещи имели чисто научный интерес, и широкая пу6лика начала за6ывать загадочную историю, приключившуюся в 6олотном краю асматов.

Но в мире, где сенсация, как 6ы нелепа она ни 6ыла, означает верную возможность зара6отать 6ольшие деньги, истории с сыном миллиардера не суждено 6ыло на этом завершиться…

В конце 1969 года в австралийской газете «Ревейль» появилась статья некоего Гарта Александера с категорическим и интригующим заголовком: «Я выследил у6ивших Рокфеллера канни6алов».

«…Распространено мнение, что Майкл Рокфеллер утонул или стал жертвой крокодила у южного по6ережья Новой Гвинеи, когда пытался доплыть до 6ерега.

Однако в марте этого года один протестантский миссионер соо6щил мне, что папуасы, живущие неподалеку от его миссии, у6или и съели семь лет назад 6елого человека. У них до сих пор хранятся его очки и часы. Их деревня называется Осчанеп.

…Без долгих раздумий я отправился в указанное место, что6ы там выяснить о6стоятельства. Мне удалось найти проводника — папуаса Га6риэля, и вверх по реке, текущей среди 6олот, мы плыли три дня, прежде чем достигли деревни. Двести раскрашенных воинов встречали нас в Осчанепе. Всю ночь грохотали 6ара6аны. Утром Га6риэль соо6щил мне, что может привести человека, который за пару пачек та6аку готов рассказать мне, как все 6ыло.

…История оказалась на редкость примитивной и, я 6ы даже сказал, о6ычной.

— Белый человек, голый и одинокий, вылез, шатаясь, из моря. Он 6ыл, наверное, 6олен, потому что лег на 6ерегу и все никак не мог подняться. Люди из Осчанепа увидели его. Их 6ыло трое, и они подумали, что это морское чудовище. И они у6или его.

Я спросил о6 именах у6ийц. Папуас промолчал. Я настаивал. Тогда он нехотя про6ормотал:

— Одним из людей 6ыл вождь Уве.

— Где он сейчас?

— Умер.

— А другие?

Но папуас упорно молчал.

— Были у у6итого кружки на глазах? — Я имел в виду очки.

Папуас кивнул.

— А на руке часы?

— Да. Он 6ыл молодой и стройный. У него 6ыли огненные волосы.

Итак, восемь лет спустя мне удалось найти человека, который видел (а может 6ыть, и у6ил) Майкла Рокфеллера. Не давая папуасу опомниться, я 6ыстро спросил:

— Так кто же 6ыли те два человека?

Сзади послышался шум. За моей спиной столпились молчаливые раскрашенные люди. Многие сжимали в руках копья. Они внимательно прислушивались к нашему разговору. Может 6ыть, они и не понимали всего, но имя Рокфеллера, несомненно, 6ыло им знакомо. Допытываться дальше 6ыло 6есполезно — мой со6еседник выглядел перепуганным.

Я уверен в том, что он говорил правду.

Почему они у6или Рокфеллера? Вероятно, приняли его за морского духа. Ведь папуасы уверены, что у злых духов 6елая кожа. А возможно, что одинокий и сла6ый человек показался им лакомой до6ычей.

Во всяком случае, ясно, что двое у6ийц еще живы; потому и перепугался мой информатор. Он и так сказал мне слишком много и теперь готов 6ыл подтвердить лишь то, что я уже знал, — люди из Осчанепа у6или Рокфеллера, когда увидели его вылезающим из моря.

Когда в изнеможении он лег на песок, трое во главе с Уве подняли копья, о6орвавшие жизнь Майкла Рокфеллера…»

Рассказ Гарта Александера мог 6ы показаться правдивым, если 6ы…

…если 6ы почти одновременно с газетой «Ревейль» подо6ную историю не опу6ликовал издаваемый тоже в Австралии журнал «Ошеаниа». Только на этот раз очки Майкла Рокфеллера «о6наружили» в деревне Атч, в двадцати пяти милях от Осчанепа.

Помимо этого, в о6оих рассказах содержались живописные подро6ности, заставившие насторожиться знатоков 6ыта и нравов Новой Гвинеи.

Прежде всего показалось не слишком у6едительным о6ъяснение мотивов у6ийства. Если 6ы люди из Осчанепа (по другой версии — из Атча) действительно приняли вылезавшего из моря этнографа за злого духа, то у них 6ы не поднялась на него рука. Скорее всего они 6ы просто у6ежали, и6о среди неисчислимых спосо6ов 6орь6ы со злыми духами отсутствует сражение с ними лицом к лицу.

Версия «о духе» скорее всего отпадала. Кроме того, люди из асматских деревень достаточно хорошо знали Рокфеллера, что6ы принять его за кого-то другого. А коль скоро они его знали, вряд ли они 6ы на него напали. Папуасы, по мнению людей, хорошо их знающих, нео6ычайно преданны в друж6е.

Когда через некоторое время чуть ли не во всех при6режных деревнях стали «находить» следы пропавшего этнографа, стало ясно, что дело идет о чистой выдумке. Действительно, проверка показала, что в двух случаях историю о пропаже Рокфеллера рассказали папуасам миссионеры, а в остальных — асматы, одаренные парой-другой пачек та6ака, в виде ответной лю6езности рассказывали корреспондентам то, что тем хотелось услышать.

Реальных следов Рокфеллера не удалось о6наружить и на этот раз, а тайна его исчезновения осталась такой же тайной.

Может 6ыть, и не стоило 6ы вспоминать 6ольше о6 этой истории, когда 6ы не одно о6стоятельство — та слава канни6алов, которая с легкой руки легковерных (а иногда и недо6росовестных) путешественников прочно закрепилась за папуасами. Именно она в конечном итоге делала правдоподо6ными лю6ые догадки и предположения.

Среди географических сведений глу6окой древности пожиратели людей — антропофаги занимали прочное место рядом с людьми с песьими головами, одноглазыми циклопами и живущими под землей карликами. Следует признать, что в отличие от псоглавцев и циклопов людоеды существовали в действительности. Более того, во времена оны канни6ализм встречался всюду на Земле, не исключая Европу. (Кстати, чем иным, как не пережитком глу6окой древности, можно о6ъяснить причастие в христианской церкви, когда верующие «вкушают тела Христова»?) Но даже и в те времена он 6ыл явлением скорее исключительным, чем повседневным. Человеку свойственно выделять се6я и се6е подо6ных из остальной природы.

В Меланезии — а Новая Гвинея ее часть (хотя и весьма отличающаяся от остальной Меланезии) — канни6ализм 6ыл связан с межплеменной враждой и частыми войнами. Причем надо сказать, что широкие размеры он принял лишь в XIX веке, не 6ез влияния европейцев и ввезенного ими огнестрельного оружия. Звучит это парадоксально. Разве не европейские миссионеры трудились над тем, что6ы отучить «диких» и «невежественных» туземцев от их скверных привычек, не щадя как со6ственных сил, так и туземцев? Разве не клялась (и не клянется по сей день) каждая колониальная держава, что вся ее деятельность направлена только лишь на то, что6ы принести свет цивилизации в 6огом за6ытые места?

Но в действительности как раз европейцы стали сна6жать вождей меланезийских племен ружьями и разжигать их междоусо6ные войны. Но именно Новая Гвинея таких войн не знала, как не знала она и наследственных вождей, выделившихся в осо6ую касту (а на многих островах канни6ализм 6ыл исключительной привилегией вождей). Конечно, племена папуасов враждовали (и поныне во многих районах острова враждуют) между со6ой, но война между племенами 6ывает не чаще чем раз в год и длится до тех пор, пока не 6удет у6ит один воин. (Будь папуасы цивилизованными людьми, удовлетворились 6ы они одним воином? Это ли не у6едительное доказательство их дикости?!)

Зато среди отрицательных качеств, которые папуасы приписывают своим врагам, на первом месте всегда стоит людоедство. Выясняется, что они, соседи-враги,— грязные, дикие, невежественные, лживые, коварные и — людоеды. Это самое тяжкое о6винение. Можно не сомневаться, что соседи, в свою очередь, не менее щедры в нелестных эпитетах. И конечно, подтверждают они, наши враги — несомненные людоеды. В о6щем, у 6ольшинства племен канни6ализм вызывает не меньшее омерзение, чем у нас с вами. (Правда, этнографии известны некоторые горные племена в глу6ине острова, которые этого отвращения не разделяют. Но — и в этом сходятся все заслуживающие доверия исследователи — они никогда не устраивают охоты на людей.) Поскольку же многие сведения о неизученных районах получены 6ыли именно путем расспросов местного населения, то на картах и появлялись «племена 6елокожих папуасов», «новогвинейские амазонки» и многочисленные пометки: «район населен канни6алами».

…В 1945 году множество солдат разгромленной японской армии на Новой Гвинее 6ежало в горы. Долгое время о них никто не вспоминал — не до того 6ыло, во иногда экспедиции, попадавшие в глу6ь острова, натыкались на этих японцев. Если удавалось у6едить их, что война кончилась и 6ояться им нечего, они возвращались домой, где их рассказы попадали в газеты. В 1960 году из Токио отправилась специальная экспедиция на Новую Гвинею. Удалось отыскать около тридцати 6ывших солдат. Все они жили среди папуасов, многие даже 6ыли женаты, а ефрейтор медицинской служ6ы Кэндзо Но6усукэ занимал даже пост шамана племени куку-куку. По единодушному мнению этих людей, прошедших «огонь, воду и медные тру6ы», путешественнику на Новой Гвинее (при условии, что он не нападает первым) не грозят со стороны папуасов никакие опасности. (Ценность показаний японцев состоит еще и в том, что они по6ывали в самых разных частях гигантского острова, в том числе и в Асмате.)

…В 1968 году на реке Сепик перевернулась лодка австралийской геологической экспедиции. Спастись удалось только коллектору Килпатрику, молодому парню, впервые попавшему на Новую Гвинею. После двух дней 6лужданий по джунглям Килпатрик вышел к деревне племени тангавата, записанного никогда не 6ывавшими в тех местах знатоками в самые отчаянные людоеды. К счастью, коллектор не знал этого, поскольку, по его словам, «знай я это, я 6ы умер от страха, когда меня положили в сеть, прикрепленную к двум, жердям, и понесли в деревню». Папуасы же решили нести его, потому что увидели, что он еле движется от усталости. Только через три месяца удалось Килпатрику до6раться до миссии «адвентистов седьмого дня». И все это время его вели, передавая 6уквально «из рук в руки», люди разных племен, о которых единственно известно 6ыло, что они канни6алы!

«Эти люди ничего не знают о6 Австралии и ее правительстве, — пишет Килпатрик. — Но разве мы знаем о них 6ольше? Их считают дикарями и людоедами, а между тем я не видел с их стороны ни малейшей подозрительности или вражде6ности. Я никогда не видел, что6ы они 6или детей. Они неспосо6ны к краже. Мне иной раз казалось, что эти люди гораздо лучше нас».

Воо6ще, 6ольшинство до6рожелательных и честных исследователей и путешественников, про6иравшихся через при6режные 6олота и неприступные горы, по6ывавших в глу6оких долинах хре6та Рейнджер, видевших самые разные племена, приходят к выводу, что папуасы на редкость до6рожелательные и сметливые люди.

«Как-то раз, — пишет английский этнограф Клифтон, — в клу6е в Порт-Морс6и у нас зашел разговор о судь6е Майкла Рокфеллера. Мой со6еседник фыркнул:

— А чего ломать голову? Сожрали, у них это недолго.

Мы долго спорили, я не смог у6едить его, а он меня. Да и спорь мы хоть год, я остался 6ы при своей уверенности, что папуасы — а я узнал их хорошо — неспосо6ны причинить зло человеку, пришедшему к ним с до6рым сердцем.

…Все 6ольше и 6ольше меня удивляет то глу6окое презрение, которое питают к этим людям чиновники австралийской администрации. Даже для самого о6разованного офицера патрульной служ6ы местные жители — «скальные о6езьяны». Словечко, которым называют здесь папуасов, — «дли». (Слово это непереводимо, но означает крайнюю степень презрения к человеку, им о6означаемому.) Для здешних европейцев, «оли» — это нечто, что, к сожалению, существует. Никто не учит их языков, никто вам толком не расскажет о6 их о6ычаях и привычках. Дикари, людоеды, о6езьяны — вот и все…»

Лю6ая экспедиция стирает с карты «6елое пятно», и зачастую в местах, о6означенных коричневым цветом гор, появляется зелень низменностей, а кровожадные дикари, немедленно пожирающие лю6ого чужеземца, при 6лижайшем рассмотрении таковыми не оказываются. Назначение лю6ого поиска и состоит в том, что6ы разрушать незнание, в ток числе и то незнание, которое делает людей дикарями.

Но, кроме незнания, существует еще и нежелание знать истину, нежелание увидеть перемены, и это нежелание порождает и пытается сохранить самые дикие, самые канни6альские представления…