Найти тему
24,9K подписчиков

«Властелин колец: Битва за Средиземье» — RTS из 2004 года, времени, когда знак «EA Games» на заставке означал качество

939 прочитали

Продолжаю путешествие по волнам своей памяти. В этот раз на трое суток выпал из реальной жизни благодаря «The Lord of the Rings: The Battle for Middle-earth». Думаю, что в итоге коснёмся с вами и второй части, и даже официального дополнения. Но обо всём по порядку. Итак!

Ностальгия: почему обратился именно к ней?

Продолжаю путешествие по волнам своей памяти. В этот раз на трое суток выпал из реальной жизни благодаря «The Lord of the Rings: The Battle for Middle-earth».

У меня есть одно конкретное воспоминание, касающееся первой части игры. Раньше как оно было? Семьями ходили по гостям. Ну, то есть, мои родители ходили к своим друзьям, а меня брали с собой заодно, ибо ещё не вошёл в тот возраст, когда одному дома можно было остаться. Иными словами, мне хотелось сходить в гости, ибо у друзей были дети, уже мои друзья, однако в тот конкретный раз поход хотелось отменить всеми силами — под моим командованием энты Фангорна, ну какие тут гости?

Продолжаю путешествие по волнам своей памяти. В этот раз на трое суток выпал из реальной жизни благодаря «The Lord of the Rings: The Battle for Middle-earth».-2

Видимо, у нас с вами получился очередной цикл статей. Напомню его идею — мы с Фокси обсуждали культовые игры тех лет, и тут я смекнул, что многие легендарные вещи прошли мимо меня. Странно, казалось бы, ибо... ну, я активно играл. Так что сейчас я напрягаю память, качаю старьё и смотрю, как оно поживает. «Властелин колец: Битва за Средиземье» в моём личном топе занимает прочное место «нестареющих игр», что не грешно запустить даже...*смотрит на календарь*... в 2023 году. И даже на десятой «Винде» сие летает очень хорошо, без танцев с бубном. Но давайте перейдём к самой игрушечке.

Сюжетная кампания — залог успеха «Битвы»

Продолжаю путешествие по волнам своей памяти. В этот раз на трое суток выпал из реальной жизни благодаря «The Lord of the Rings: The Battle for Middle-earth».-3

Нет, не подумайте — по «Властелину колец» уже выходили игры, в том числе и стратегии. Но «EA Games» смогли заполучить права именно на образы кинотрилогии Джексона, которой были захвачены умы любителей кино в то время (да и сейчас вспоминаем с теплотой, особенно на фоне новых продуктов). И, так как покупка прав случилась, разработчики отделения в Лос-Анджелесе (если не ошибаюсь) не стали придумывать велосипед — они просто предложили игроку пробежать весь киношный путь, ведя войска в бой лично. Я начал именно с первой части, а не со второй, где провёл больше часов, как раз из-за кампании.

Продолжаю путешествие по волнам своей памяти. В этот раз на трое суток выпал из реальной жизни благодаря «The Lord of the Rings: The Battle for Middle-earth».-4

С кампанией Света всё более-менее ясно: начинаем с Мории, после коей собираем рохирримов, обороняем Хельмову Падь (попутно помогаем энтам и просим эльфов о помощи), собираем войска Гондора, даём мзды на территории Минас-Тирита, а уже после даём мзды близ Мораннона.

Продолжаю путешествие по волнам своей памяти. В этот раз на трое суток выпал из реальной жизни благодаря «The Lord of the Rings: The Battle for Middle-earth».-5

Но на намеренных допущениях со стороны разрабов хочу тормознуть в рамках отдельной статьи. Вот... за Тьму же кампания интереснее (и, имхо, сложнее), так как предлагает взгляд «А что, если?». Иными словами: мы разматываем Древоборода сотоварищи и весь их лес. Мы уничтожаем практически всё Братство Кольца ещё на этапе стычки близ Амон Хен, однако Сэм и Фродо всё равно успевают ливнуть. Мы силой / деньгами заставляем людей Харада воевать на стороне Мордора. Хельмова Падь низвергается в бездну. Оставшиеся в живых хоббиты уничтожаются в логове Шелоб — да, Кольцо Всевластья оказывается у сил Тьмы уже на этом этапе. Но людишек надо дожать, что и происходит в Минас-Тирите.

Как всё это реализовано с точки зрения игры?

Продолжаю путешествие по волнам своей памяти. В этот раз на трое суток выпал из реальной жизни благодаря «The Lord of the Rings: The Battle for Middle-earth».-6

У игрока есть три важных параметра: ресурсы, очки командования и сила заклинаний. Ресурсов в игре целая одна штука, выглядит как бочка. За его счёт мы будем возводить здания, нанимать войска и улучшать их. Что же до очков командования... проще говоря, это доступный в данный момент лимит войск. В рамках кампании он будет повышаться, если вы будете участвовать в конкретных миссиях (но всё равно упрётся в потолок. При этом у сил Тьмы потолок-то повыше будет). Сила заклинаний же даёт игроку активные / пассивные умения, при этом для сил Тьмы и Света они будут отличными. К примеру, Свет умеет лечить, тогда как Тьма способна выкашивать деревья ради получения ресурсов.

Продолжаю путешествие по волнам своей памяти. В этот раз на трое суток выпал из реальной жизни благодаря «The Lord of the Rings: The Battle for Middle-earth».-7

Игровой процесс условно можно поделить на две составляющие. Мир. Тут в наши обязанности входит нахождение точки на карте, где можно строить лагерь (бывает нескольких типов, от меньшего к большему), его обустройство (фишкой игры, которая в детстве раздражала, а сейчас очень нравится, является невозможность строительства нигде, кроме специальных маркеров в пределах лагеря. Так как таких вот маркеров ограниченное количество, приходится думать, что нужно прямо сейчас) и налаживание экономики. Плюс непременно стоит защитить вверенное вам имущество башнями со стрелками, иначе ИИ разнесёт (но это не точно) — они тоже строятся только на отведённых под это дело местах.

Продолжаю путешествие по волнам своей памяти. В этот раз на трое суток выпал из реальной жизни благодаря «The Lord of the Rings: The Battle for Middle-earth».-8

Честно говоря, в этом плане Свет жирует — в больших и очень больших лагерях у него есть стены (в очень больших лагерях на стены даже можно выставить лучников). Тьма же стены не признаёт как класс. Зато не в кредит! В процессе возведения лагеря остро встанет вопрос нехватки ресурсов — на старте их производит только центральная цитадель, но это по копейке в минуту. Что делать? У Тьмы два типа построек, приносящих ресурсы: кузни и скотобойни. Первые дают скидку на броню, вторые — на покупку всадников на варгах. У Света тоже две постройки: фермы и арсенал. Дополнительно можно пошарить по карте, дабы найти заветный маркер, в рамках коего Свет можно построить ещё ферм, а Тьмы может выставить либо скотобойню, либо лесопилку (если батраки срубят все деревья, приток ресурсов иссякнет). Отдельная пасхалка заключается в том, что энты, завидев пилораму, впадают в ЯРОСТЬ, увеличивая скорость своей ходьбы до бабки, что в 6 утра опаздывает на троллейбус.

Продолжаю путешествие по волнам своей памяти. В этот раз на трое суток выпал из реальной жизни благодаря «The Lord of the Rings: The Battle for Middle-earth».-9

Когда экономика налажена, можно приступать ко второй фазе (ну, это опционально. Просто во всех стратегиях я сначала отбиваюсь, при этом наращивая мощный кулак, которым потом бью с разворота. С такой тактикой обычно не выживаю при игре против живого человека, однако как же доставляет копить войска). Война. Клепаем воинов! В игре есть как герои (Арагорн, Гимли, Леголас и так далее, тысячи их), так и самые обычные вояки. Фракций в первой части всего четыре: Рохан, Гондор, Мордор и Изенгард. В детстве как-то не обращал внимания, но ассортимент юнитов в игре чуток хромает. Рохан может похвастаться рохирримами, рохириммами-лучниками, крестьянами, стрелками и эльфами, выдаваемыми за «илитных» стрелков. У Гондора есть пехота с щитами, королевская стража, лучники, всадники, требушет и дунэдайн Севера (пардон, если в терминах «ВК» делаю ошибки — не специалист).

Продолжаю путешествие по волнам своей памяти. В этот раз на трое суток выпал из реальной жизни благодаря «The Lord of the Rings: The Battle for Middle-earth».-10

Мордор может похвастаться орками, орками-лучниками, истерлингами с копьями, истерлингами с копьями и щитами (мог ошибиться на тему последних двух), мумакилами (в которых можно подселить истерлингов с копьями), троллями и осадными орудиями (катапульта, например). Изен тренирует арбалетчиков урук-хай, копейщиков урук-хай, меченосцев урук-хай, берсерков урук-хай, наездников на варгах и осадные орудия.

Продолжаю путешествие по волнам своей памяти. В этот раз на трое суток выпал из реальной жизни благодаря «The Lord of the Rings: The Battle for Middle-earth».-11

Пехота и конница, как правило, выходят с точки респауна отрядами (по пять юнитов у Света, по 10-15 — у Тьмы). Тролли и прочие катапульты выкатываются по одной штуке за раз. У пехоты Тьмы есть характерные особенности — их можно натравить друг на друга, дабы они получили опыт. Увы, в результате натравливания один отряд будет уничтожен. Ну а после того, как армия будет собрана, её можно усилить — в арсеналах обеих сторон присутствуют более мощные мечи, броня и огненные стрелы. Отдельно можно прокачать рохирримам их щиты + всем (кроме штучных юнитов. Их прокачать вообще нельзя с помощью арсенала) можно дать знаменосца, что автоматически повышает ранг отряда до двойки и тем самым даёт возможность, опять же, автоматически воскрешать павших бойцов вне боя. То есть, даже если остался всего один юнит, он в состоянии покоя разрастётся до полноценного отряда.

Меня очень радовало внимание к деталям. Анимация построек, например
Меня очень радовало внимание к деталям. Анимация построек, например

Ну а дальше начинается «камень-ножница-бумага-ящерица-Спок»: кавалерия бьёт лучников, лучники бьют пехоту, пехота бьют копейщиков, копейщики бьют кавалерию. И, хоть обилием юнитов здесь и не пахнет, всё равно есть любимчики. У Рохана моими фаворитами являются рохирримы, коими заполнил весь лимит войск. У Гондора — дунэдайн. Да, дохлые, но с огненными стрелами им равным нет + стреляют очень далеко + маскируются в тени лесов. Изенгард... вот тут сложнее, так как задействовал вообще всех, комбинируя. Мордор сложен с другой точки зрения — никакой иной тактики, кроме закидывания поле боя трупами орков (и орков-лучников) не придумал. Отдельно отмечу два нюанса, что у меня, к сожалению, сработали одновременно. Лимит войск и стены очень большого лагеря Рохана. Во время кампании ваши отстроенные войска переходят от миссии к миссии, при этом вы можете читерить с лимитом войск (помним про ситуацию с одним выжившим, но второго ранга? Пока он отпочковывает от себя собратьев, создаём новые отряды на базе). Но не техника, я не знаю, в чём фокус. Однажды случилось так, что моя армия в лице Изенгарда осадила крепость Рохана с очень крепкими стенами. Баллист нет. В ворота может тихонько стучать только Саруман. При этом HP ворот восстанавливается. Мой Саруман 30 минут:

Продолжаю путешествие по волнам своей памяти. В этот раз на трое суток выпал из реальной жизни благодаря «The Lord of the Rings: The Battle for Middle-earth».-13
Продолжаю путешествие по волнам своей памяти. В этот раз на трое суток выпал из реальной жизни благодаря «The Lord of the Rings: The Battle for Middle-earth».-14

Удивительно, но это тот случай, когда сработал мем «Хочется стереть себе память и...». В этом году игре стукнет 19 лет, а она также хороша, как и тогда. Да, графоний знатно устарел, но это перестаёшь замечать в процессе. Пока не знаю, возьму ли паузу, но вторая часть будет. Спасибо!