Художник Пётр Иванович Луганский (1911-1993) - мастер книжной и станковой графики, иллюстрировавший отечественную и зарубежную классику. Родился в крестьянской семье в селе Боково Луганской губернии, окончил семилетку в Артёмовске, а в 1932-м стал выпускником Харьковского художественного института (графический факультет). В 1933 г. переехал в Ленинград, рисовал политические плакаты в "Изогизе" и работал художником в "Учпедгизе". Разработал монументальное панно для стадиона Союза медработников, на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке в Москве оформлял павильоны Узбекской и Казахской ССР. Освоил и мастерски использовал все основные техники эстампа - автолитографию, портретную гравюру на линолеуме, офорт, работал пером, углем и акварелью. В 1934 г. женился на Нине Башинской, в 1936 г. у них родилась дочь Юля. Четвёртого июля Пётр Луганский был мобилизован и зачислен на курсы командирского состава. После курсов лейтенант Луганский был назначен командиром стрелкового взвода и направлен на Ленинградский фронт. В ноябре 1941 г. был тяжело ранен. Весной 1942 г. вернулся в строй, служил в дивизионной газете. Награждён Орденом Красной Звезды, медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», медалью «За оборону Ленинграда», Орденом Отечественной войны I степени. После войны работал в журнале "Костёр", издательствах "Детгиз", "Воениздат", "Лениздат", был преподавателем кафедры рисунка в ЛВХПУ им. В. И. Мухиной.
Пётр Луганский хорошо известен рисунками к изданным в СССР в середине и второй половине прошлого века произведениям Жюля Верна. Художник занимался оформлением различных книг знаменитого французского писателя практически всю свою творческую жизнь. В числе романов Жюля Верна, с которыми работал Луганский - «Дети капитана Гранта» (только при жизни художника было шесть изданий этого романа с его рисунками!), «Двадцать тысяч лье под водой», «Таинственный остров», «Пятнадцатилетний капитан», «Вокруг света в восемьдесят дней», «Пять недель на воздушном шаре», «Путешествие и приключения капитана Гаттераса», «Плавучий остров» и другие. Художник оформил и проиллюстрировал первое послевоенное собрание сочинений Жюля Верна в двенадцати томах, выходившее в 1954–1957 годах в издательстве «Художественная литература».
В моей библиотеке есть три романа (см. на снимке), составляющие цикл Жюля Верна «Капитан Немо», которые вышли в «Молодой гвардии» в далёком 1955 году. Эти книги, которые старше меня, трудно представить без рисунков Петра Луганского.
Некоторые иллюстрации художника к трилогии «Капитан Немо» я дал в галереях (см. выше и ниже).
В 80-ю годовщину прорыва блокады Ленинграда, отмечавшуюся на прошлой неделе, уместно вспомнить историю маленькой дочери художника, которую в 2005 году описал Владимир Желтов в газете "Смена" (статья "Война и мир Юли Луганской"): "Ленинградке Юле Луганской в 1941-м исполнилось шесть лет. Годом раньше ее папа, художник Петр Луганский, подарил дочери альбом, и девочка начала заполнять его своими рисунками. Что видела, то и рисовала. Рисунки Юля подписывала печатными буквами: «Мама», «Юля», «Ясли», «Пионерский костер», «Тетя Зина», «Домик в лесу», «Это наша дача», «Юные натуралисты в школьном саду», «В зоопарке медведи и лиса», «На озере две девочки» и т. д. Мирная, по-детски счастливая жизнь… И вдруг: красноармеец со звездой на каске, самолет со свастикой, падающие с неба бомбы… «Папа ушел на войну»! И еще рисунок: «Папа прислал письмо с войны, мне велит слушаться маму. Август 1941». Пока еще война у Юли такая, какой, вероятно, она видела ее в кино. А рисунок — «Наш стол пустой» — с натуры. Война пришла в Ленинград. Последняя запись: «Конец альбома Юли Луганской. Мне уже 6 лет»".
Блокадный мальчишка, Дмитрий Бучкин, тоже ставший художником, позже вспоминал: "Однажды, выйдя в наш двор — двор дома художников на Песочной набережной, я увидел людей, копошащихся у мусорного бака. Бак был завален картинами, графическими листами, книгами, фотографиями. Оказалось, что это имущество моего недавно умершего соседа и друга Пети Луганского. Родственников у него не было. Мастерскую передали другому художнику, и тот, не мудрствуя лукаво, выбросил все «творческое наследие» своего предшественника по мастерской. Люди растаскивали с помойки картины, гравюры, эстампы — для украшения собственных жилищ. Книги — для пополнения своих библиотек. Решил и я что-нибудь взять на память о Пете. Вот тут и попался мне в руки альбом с изумительными детскими рисунками. Я обомлел! Перелистываю страницы — и обливаюсь слезами! Петр Иванович человек был замкнутый. Войну рисовал, но вспоминать не любил. О жене и дочери всуе не вспоминал. Свою боль носил в себе. С собой и унес".
Автор статьи в "Смене" ошибочно информировал читателей о том, что семья Луганского погибла в страшные блокадные дни. Эта история растиражирована в сети, повторена на множестве интернет-страниц, посвящённых Петру Луганскому, но позже, благодаря усилиям искусствоведа Владимира Васильева, было установлено, что дочь и жена художника выжили, в конце сороковых они находились в Ленинграде. Причина того, почему с 1952 года Пётр Иванович жил в одиночестве, осталась за кадром. Подробнее о военном творчестве Луганского и трогательных рисунках из альбома его дочери см. в фильме Владимира Васильева "Листы на ветру. Пётр Иванович и Юля Луганские". Кстати, портрет уже взрослой дочери Луганского Юлии появляется в финале документального фильме Кирилла Набутова "Блокадники".
Визуальные образы персонажей Роберта Льюиса Стивенсона («Остров сокровищ» и «Владетель Баллантрэ»), Майн Рида («Белый вождь», «Мароны»), Вениамина Каверина («Два капитана») тоже создавал Луганский, именно по его иллюстрациям читатели знакомились с действующими лицами многих книжных сюжетов, несколько поколений детей видели героев любимых книг его глазами.
В фантастике, помимо обширной работы с произведениями Жюля Верна, Пётр Иванович отметился рисунками к романам Александра Беляева «Воздушный корабль» и «Прыжок в ничто», иллюстрациями к повести Александра Линевского "Листы каменной книги", а также оформлением и внутренними иллюстрациями к повести Анатолия Жаренова "Парадокс великого Пта", вышедшей в "Библиотеке советской фантастики" издательства "Молодая гвардия" в 1970 году (см. галерею выше).
© Владимир Ларионов
#Луганский #художники-фантасты #библиотекаВЛ #фантастические художники
Ещё об отечественных художниках, иллюстрировавших фантастику, в моём Дзене:
Лев Смехов. Фантастический художник
Работы и роботы фантастического художника Игоря Ушакова
Художник Лев Рубинштейн - виртуоз фантастической иллюстрации