Школа, учитель, ученик… Эта тема всегда вызывает интерес в обществе. Раз в год, в День учителя, принято благодарить и поздравлять людей этой профессии. В остальное время мы все больше говорим о снижении нагрузки, уменьшении количества бумажной отчётности и о том - почему падает престиж профессии педагога. Одной из причин нередко называлось низведение работы учителя до услуги. Долгие годы общественность была не согласна с тем, что деятельность педагогов была законодательно обозначена, как услуга. Летом минувшего года Государственная Дума исключила понятие «образовательная услуга» из закона «Об образовании». Но изменит ли исчезновение термина "услуга" из повседневной жизни школы отношение к учителю ? Как показывает практика — нет. И большой вопрос: возможно ли вообще что-то изменить пока в школах руководящие посты занимают так называемые "эффективные менеджеры", а не директора - педагоги. Сегодня, о реальностях школьной жизни и о положении учителя, мы беседуем с педагогом школы № 444 города Москвы Галиной Сергеевной Лукьяновой.
.- Галина Сергеевна, спасибо, что согласились на разговор. К сожалению, беседа проходит на фоне грустных обстоятельств, ведь конфликтную ситуацию в вашей школе пришлось длительный срок решать в рамках судебных разбирательств. Что привело к такому градусу кипения, что педагоги вынуждены обращаться в суд и в судебном порядке восстанавливать справедливость ?
Галина Лукьянова:
- Если обо всём по порядку, то началось всё с приходом в школу в феврале 2021 года нового директора и его приближённых. А дальше, за год и одиннадцать месяцев, из одной из лучших школ Москвы мы превратились в школу «строгого режима» - без перспектив и планов развития, где полностью забыли о детях. Что касается педагогического коллектива, то один только факт, что новый директор Акулова Ирина Анатольевна зашла в школу со словами, что она всех посадит, что здесь собрались воры и всё делалось не по закону, что наведёт порядок, и все будет, наконец-то, по правилам - говорит очень о многом. Первое, что сделала новый директор - пригласила службу финансового контроля Департамента образования. Никто не спорит - шаг правильный. Каждый руководитель, принимающий организацию, должен понимать ее финансово-экономическое состояние, но не такими, извините, методами, когда сотрудники предыдущей администрации не знали ни о начале проверки, ни о ее окончании. Акт проверки был подписан новым директором и на него не дали людям никакой возможности предоставить документы, подтверждающие их невиновность, а такие документы существуют. Специально были нарушены сроки подачи разногласий по актам, по которым можно было внести изменения. После этого была создана комиссия по расследованию и устранению замечаний, но каким-то странным образом в нее вошли исключительно представители новой администрации. Все, кто не согласился с таким положением дел, сразу попали под жуткий прессинг с откровенными угрозами и шантажом. Поэтому в конце июня 2021 года в школе произошел первый массовый уход педагогов. Остальные учителя, кто решил остаться в школе, оказались под настоящим «колпаком» - на них начали собирать компромат, подкупать для дальнейшего шантажа и возможности делать с коллективом всё, что угодно.
Редакция:
- Как известно, долготерпение учителя очень велико и прежде, чем придавать огласке какую-то проблему, педагоги всегда пытаются решить её всеми доступными им способами. Скажите, что стало последней каплей, что вы решились на разговор с журналистами ?
Галина Лукьянова:
- Да, учителя народ терпеливый и в большинстве своем дипломатичный. Поверьте, мы длительное время, практически год, пытались решать проблемы своими силами, что называется, не вынося сор из избы. Думали, что сможем договориться с новыми коллегами, объяснить нецелесообразность происходящего, показать, что важно прежде всего для детей и в интересах детей. Что наша школа с историей и традициями, которые нельзя разрушать - они нарабатывались десятилетиями. Среди известных людей, закончивших школу, первый заместитель председателя Госдумы Александр Жуков, президент Международной шахматной федерации (ФИДЕ) Аркадий Дворкович, математик Михаил Брин, отец основателя Google Сергея Брина... Но перед нами оказалась стена, которую не только невозможно обойти, но она еще и начинает надвигаться на тебя и готова раздавить... Пожалуй, последняя капля - это как раз тот самый момент, когда уже совсем явным становилось ухудшение положения детей, когда ты видишь, что они страдают и понимаешь, что оставлять это все по умолчанию просто невозможно и своими силами тут никак не обойтись. Первыми, кто попал под жернова новой школьной администрации стали многодетные семьи. Это люди, которые и так находятся в уязвимом положении. Конечно, с ними оказалось проще всего расправиться… И я вам это не просто так говорю - занималась проблемами многодетных семей и серьезно погружалась в эту тему, поэтому не на словах знаю все это изнутри. Дело в том, что, решая проблему с детсадами, начиная с 2008 года в нашем детском саду № 2280, а после присоединения и в школе № 444, были организованы и достаточно успешно функционировали семейные детские сады. Открывали их многодетные мамы, у которых были дети дошкольного возраста (от трех дошколят и более): таким образом сами мамы получали постоянную работу, а их дети и ребята из других семей - весь спектр занятий дошкольного учреждения. Я была одним из тех, кто занимался процессами становления этого направления работы в столице и, в свое время, мы получили хорошую оценку этой деятельности и грант мэра Москвы. Был создан семейный центр для детей, где 70 дошкольников могли заниматься. Но с приходом Ирины Анатольевны все коренным образом изменилось. Восемнадцати семейным группам запретили вообще появляться в школе и приводить детей в образовательную организацию. В исключительных случаях было позволено водить детей к разному времени, не учитывая, что родителям это неудобно. Потом пошли проверки семейных групп по домашним адресам в очень агрессивной и унизительной форме - комиссиями по шесть человек, по надуманным основаниям. Многие многодетные мамы были вынуждены одномоментно уволиться, потому что не в силах были выдержать то давление, которое на них оказывалось. А оставшиеся боролись поодиночке, одна родительница была вынуждена защищать свои права в суде. На сегодняшний день уцелели только две семейные группы, которые были самые состоятельные. Самые незащищённые и малообеспеченные семьи вынуждены были закрыться - перед новым годом их лишили и последнего заработка, и питания. Я беспокоилась за это направление работы, ведь наладить его работу стоило больших усилий, но не исключаю, что новый директор, из личной неприязни ко мне, решила практически полностью его ликвидировать. Причём мамы-воспитатели (16 человек ), не стали торговать совестью. Они прекрасно понимают, что им просто предложили сделку - выполняй, что требует администрация, или принудительно будешь закрыт.
Редакция:
- Как правило, учителя боятся репрессий со стороны столичного Департамента образования, школьного руководства и крайне редко соглашаются публично говорить о происходящем в школе, но раз вы согласились на откровенный разговор, можете озвучить, какие меры новая администрация применяла в отношении вас.
Галина Лукьянова:
- Знаете, я прекрасно видела и понимала какое отношение и ко мне лично и к другим учителям со стороны новой администрации, что нас просто выживают. Но, поймите, у меня 30-летний стаж педагога дошкольного образования. Люблю свою работу, отдала этому делу всю свою жизнь. Как такое возможно, что кто-то может взять и лишить меня возможности заниматься любимым делом ? Приняла решение остаться в школе и попытаться, насколько это возможно, влиять на ситуацию. Да, было очень непросто. Целый месяц меня вынуждали заменять такие предметы, как русский язык и литература в 5-х и 6-х классах. Когда я не могла выйти на замену, уроки в этих классах вели совершенно случайные люди - диспетчер, социальные педагоги, учителя математики, истории. Качество образования совершенно не волнует действующую администрацию. Пусть ученики теряют время и лишаются возможности получать знания, у новой команды стояла главная цель - наказать неугодного сотрудника.
Если новая администрация чем-то и владеет, так это навыками по выживанию учителей из коллектива. В августе 2021 года у меня неожиданно появился выговор за абсолютно незначительное нарушение. Это было первый раз, когда я вынуждена была обратиться к юристам и выдвинуть школе досудебные претензии о снятии выговора. Дирекция школы испугалась, не ожидая такого поворота, и, понимая, что проиграет - выговор сняла. Далее всю осень администрация создавала просто невыносимые условия работы, разрушая абсолютно всё, что было создано на дошкольном уровне образования. А создано было много, чем можно было гордиться и показывать, как успешный опыт. К нам приезжали и смотреть, и стажироваться со всей России. В итоге, понимая, что в этом варианте я не брошу свою школу, в январе 2022 года Ирина Анатольевна придумала для меня очередное испытание. Меня, дошкольника, назначают руководителем рабочей группы по написанию образовательной программы для всей школы, включая старшие классы, при этом мне полностью запрещают заниматься дошкольным образованием. Администрация, видимо, ждала, что не выдержу и уйду, но я решила попробовать и начала работать в данном направлении. Директор поняла, что и здесь у нее опять ничего не получается, поэтому начала готовить почву для моего сокращения. На 14 января в штате организации было три ставки по позиции «старший методист», двух сотрудников переводят просто в методисты, на вакантные на тот момент должности, а меня, единственную, оставляют в должности старшего методиста, после чего оптимизируют штатное расписание и в марте выдают мне уведомление о сокращении. Причём продолжают требовать написание образовательной программы. В конце мая мою вакансию сократили. После увольнения, решила обратиться к юристам для восстановления в должности. Изучив документы, адвокаты и трудовая инспекция пришли к выводу, что шансы восстановиться на работе есть. Всё лето проходили судебные заседания, на которых представители школы пытались доказать в суде, что я не соответствую должности старшего методиста, на которую меня, кстати, преднамеренно перевела новая администрация, до этого я была руководителем дошкольных программ. Утверждали, что на меня написано много докладных записок заместителем директора о невыполнении порученной работы, что я лгу и нахожусь в сговоре с предыдущей администрацией, что я «лишнее звено» и много ещё чего я услышала в свой адрес… Переживать все это было безумно больно и сложно психологически... Но что говорить, я не одна такая - по ситуации с другими нашими учителями вижу, как все эти переживания трудно даются людям, которые со всей душой и творческим подходом относились к своей работе…
Редакция:
- Но борьба всё-таки была не напрасной ? И сегодня у вас два выигранных судебных решения - по суду вы восстановлены в школе.
Галина Лукьянова:
- Верно, 23 августа 2022 года Измайловский районный суд полностью удовлетворил мои исковые требования. На следующий день я вышла на работу в той же должности, но с данной администрацией все не так просто. Мне преднамеренно дают разнообразные поручения, которые никак не связаны с дошкольным уровнем образования. Этот мой опыт в школе не востребован. Мне могут поручать что угодно - вместо школьных психологов ходить по урокам, смотреть адаптацию 5,6,7-х классов, проводить подсчет присутствующих на внеурочных занятиях (желательно в разных зданиях), проводить замену уроков русского языка и литературы, заменять не выдержавшего всех мытарств и уволившегося учителя музыки. Короче, всем, что не соответствует моему педагогическому опыту и образованию. В детский сад меня так и не вернули…
Редакция:
- Скажите, в связи с тем, что суд определил, что в отношении вас был нарушен закон и восстановил в должности, администрация школы как-то отреагировала ? Какой разговор у вас состоялся после всего этого с директором Акуловой ?
Галина Лукьянова:
- Какой разговор состоялся ? Никакой… Сначала меня с решением суда в школу пускать не хотели. Потом поняли, что делают себе хуже — пустили, но строили постоянные препятствия с исполнением решения суда. Каждый шаг был с препятствиями: выплаты по исполнительному листу сделали только после обращения в Департамент финансов, на любые вопросы давали отписки, нарушающие закон и так далее... Сейчас меня используют, как учителя на замену по русскому языку, литературе, математике, истории, музыке, каждый раз давая мне понять, что на дошкольный уровень образования они меня не вернут. В мой кабинет в детском садике заселили специалиста из бухгалтерии. По суду я не единственная, кого восстановили в нашей школе, есть ещё младший воспитатель Ольга Настюкова. С ней вообще случился беспредел, когда администрация, не дождавшись вступления в силу решения суда, выдала ей уведомление о новом сокращении, отказывая ей в переводе на основное место работы.
Редакция:
- Вы хотите сказать, что перед вами даже не извинились ?
Галина Лукьянова:
- О чем вы говорите ?! Извинения — это для умных и сильных людей, готовых признать свою ошибку, но это не имеет никакого отношения к директору Акуловой и её администрации. После того, как я выиграла у школы два суда, передо мной не только не извинились - издевательства продолжились и даже усилились. Меня, как преступника, запретили пускать в здания детских садов, в результате чего я не смогла сделать элементарного - забрать свои личные вещи.
Редакция:
- Как часто администрацией школы применяется такая практика, что педагогу совсем из другого подразделения, ранее занимающемуся другими вопросами, поручают писать программы, причем для старшеклассников или вести предметы, в которых он не является профессионалом ? Ведь публичные заявления чиновников Департамента образования Москвы говорят о том, что у нас в школах полный комплект педагогов.
Галина Лукьянова:
- Могу сказать про нашу школу, высококвалифицированные педагоги, как правило, уже ушли - сейчас выживают последних. Да, пришли новые, но в качестве мы серьезно потеряли. Нет того уровня преподавания, что был раньше. Молодых педагогов много, а наставников практически нет. Да и работы по наставничеству тоже нет. Что касается моего перемещения с одной позиции на другую, то все делается специально, чтобы вынудить меня уйти. Я могу сказать, что методическая служба школы не работает. Нет методистов - есть менеджеры, которые выполняют функционал администраторов зданий. Именно это я пыталась, до момента своего сокращения, объяснить чиновникам Департамента образования, но легче сократить меня, чем слушать, вникать и уж тем более что-то менять. ..
Редакция:
- Какие проблемы внутри школьной системы, на ваш взгляд, требуют безотлагательных решений ?
Галина Лукьянова:
- Проблем на самом деле много. Самая большая проблема нашей школы в настоящий период – нежелание новой административной команды работать …в команде с коллективом школы. Школа – живой организм, в котором важны все: родители, воспитатели, учителя, уборщицы и библиотекари, а в приоритете, конечно, дети. Ради них, собственно, школа и существует. В нынешней обстановке учебное заведение не только теряет детский «контингент», но и прекрасных педагогов, которые не выдерживают прессинг и уходят, причем порой даже с понижением заработной платы, но в более понимающий и принимающий коллектив.
Сейчас ситуация в школе выглядит следующим образом - для директора не важны квалификация, профессионализм сотрудников, главное в работе - принципы лояльности и соглашательства, в школе ощущается острая нехватка педагогов, скоро будет совсем некому преподавать. Практически не ведется воспитательная работа.
Заработная плата доводится до необходимого минимума за счет увеличения количества часов работы педагога. Полное отсутствие связи коллектива и администрации. При маленькой заработной плате у учителей, в школе значительно возросший управленческий аппарат с высокой заработной платой. Наказание следует за любые актуальные вопросы и критику. Зарплата сотрудников, работающих давно, значительно, причем в меньшую сторону, отличается от вновь пришедших сотрудников новой администрации. Классное руководство осуществляется одним педагогом на два класса. И можно продолжить эти перечисления…
Редакция:
- Родители, как правило, являются самым заинтересованным звеном и не остаются безучастными, первыми начинают бить тревогу, если положение детей в школе ухудшается. Как они оценивают качество преподавания школьных предметов ? Чью сторону занимают они ?
Галина Лукьянова:
- Родители боятся что-либо говорить, задавать вопросы, так как тут же начинается травля детей и даже взрослых, новая администрация в этом преуспела, и тогда ничего не остается, как переводить ребенка в другую школу. Именно так все происходит. Родители тоже подписывали коллективное письмо, наряду с педагогами, но, увы, оно фактически осталось без объективного ответа. Первым делом, когда коллективное письмо родительской общественности из Департамента образования спустили в школу, Ирина Анатольевна организовала поиск подписантов и их «допрос» с вызовом к себе в кабинет. То есть изложенные на почти 30 страницах проблемы оказались не важны для администрации школы и её директора, их интересовали люди, посмевшие об этом сообщить в вышестоящие инстанции...
Редакция:
- Скажите, чиновницы департамента - инспектор Ирина Родина и куратор Екатерина Паршина - какую помощь они оказывали в решении проблем ?
Галина Лукьянова:
- Никакую... Чиновницы Родина и Паршина полностью на стороне директора, они также присылают формальные отписки. Очень показательным является один из последних ответов одному из младших воспитателей, на ее письмо в Департамент образования. К ответу была приложена справка за подписью Ирины Родиной, которая оказалась даже не в курсе, что упомянутый в обращении ребенок больше, чем полгода обучается в другом образовательном учреждении. На десятки моих обращений в ДОНМ - я получала лишь лживые отписки.
Редакция:
- Постоянно сталкиваемся с ситуацией, что и учителям, и родителям приходят отписки. При этом Департамент образования позиционирует себя, как открытое ведомство. Вы пытались попасть на прием к руководителю - Александру Молоткову, или это непосильная задача ?
Галина Лукьянова:
- У нас за все это время собралась не одна папка с однотипными «пустыми» ответами, зачастую даже с одинаковыми фразами из разных ведомств. Попасть на личный прием к Молоткову невозможно: практически в каждом обращении мы выражали готовность лично ему показать имеющиеся у нас материалы и рассказать о происходящем, но в ответ получали письма-отписки, написанные, как под копирку.
Редакция:
- Директора в школе меняются, а проблемы остаются. Знаем, что сейчас школа судится с бывшим директором. И в коллективном обращении к мэру Сергею Собянину вы указали, что новый директор Акулова хочет получить от учителей деньги - от одного до пяти миллионов, иначе грозит увольнением. Что всё-таки происходит ? Вы в курсе, что прежнего руководителя Павла Северинца обвиняют в мошенничестве и присвоении миллионов бюджетных средств ?
Галина Лукьянова:
- Действительно, Ирина Анатольевна подала иск в суд на Павла Северинца после того, как Следственный комитет не один раз отказал в возбуждении уголовного дела в отношении него, не найдя в его действиях признаков состава преступления. Предметом обсуждений в судебных заседаниях стала заработная плата сотрудников. На все перечисленные в исковом заявлении претензии были даны ответы и педагоги лично подтвердили в суде - и выполнение работ, и получение зарплат. Система начисления зарплаты педагогических сотрудников несколько отличается от коммерческих организаций, где есть установленный оклад. У педагогов есть почасовая ставка, есть классное руководство, совмещение и дополнительная нагрузка. Многие работают не на одну ставку, чтобы получать достойную зарплату. Любой труд должен оплачиваться…
Редакция:
- Очень много разговоров о больших зарплатах московских учителей ? Можно у вас поинтересоваться, сколько все-таки получает педагог за ставку ? И сколько ему нужно работать и какую нагрузку брать на себя, чтобы получать объявленные мэром Сергеем Собяниным 125 тысяч рублей ?
Галина Лукьянова:
- Все получают по-разному. В нашей школе главное условие для того, чтобы получать такие деньги - нужно быть лояльным к администрации. Если в цифрах, то, например, заработная плата учителя математики высшей категории ( Андреевой Е.Г.) за 20 часов составляет 47 832,39 рубля, еще 4 171,99 составляет доплата за проверку тетрадей. Для того, чтобы получать 125 тысяч - нужно брать очень большую нагрузку…
Редакция:
- Сейчас много говорится о раннем выгорании учителей. Насколько сегодняшняя система образования в Москве дает возможность не только учить, но и уделить время своему саморазвитию, чтобы быть эрудированным и интересным своим ученикам ?
Галина Лукьянова:
- Таких возможностей практически нет. Чтобы директор мог обеспечить требуемую городом зарплату, учитель вынужден брать большую нагрузку и нести дополнительные обязанности. Если добросовестно готовиться к урокам, выполнять обязанности классного руководителя, проверять тетради, сил зачастую не хватает на обычные домашние дела, не то что на саморазвитие. Совершенно отдельная история, которая отнимает массу сил и времени, но ничего не дает для саморазвития - пресловутый МЭШ, призванный облегчить жизнь учителю, в реальности усложняет её. Но это тема для отдельной большой беседы.
Редакция:
- Родители очень боятся полной коммерциализации школы и недоступности для отдельных московских семей. Что вы можете сказать по этому вопросу?
Галина Лукьянова:
- Про коммерциализацию - абсолютно верно. Учителя готовят детей к ЕГЭ в платной группе (русский язык), в параллели 11-х классов, но при этом администрация открывает бюджетные кружки танцев !
Что тут ещё можно сказать...
Редакция:
- Расскажите, пожалуйста, о творческой атмосфере в школе. Какие отношения складываются между коллегами ?
Галина Лукьянова:
- Сейчас никакой творческой атмосферы в коллективе нет. Все уровни образования разрознены. Люди настолько запуганы и затравлены, что даже боятся здороваться, потому что по всей школе развешаны камеры, и если ты будешь замечен в общении с нелояльным к администрации сотрудником, то тебя тоже накажут и всего лишат.
Сами понимаете, что в таком состоянии очень сложно качественно выполнять свою работу, если не сказать невозможно. Постоянные проверки, причем в достаточно в агрессивной форме, умышленное разделение коллектива на части, показательные наказания. Очень интересным в этом учебным году был новогодний корпоратив – педагогический состав даже не узнал о его проведении ! Далеко не все оказались в числе приглашенных на торжество... Узнали об этом уже постфактум, так и не поняв, по какому принципу был произведен отбор. Один из педагогов посмел об этом оставить пост в социальной сети и наказание за это не заставило себя долго ждать – договор о выполнении дополнительной работы с коллегой был расторгнут и человек потерял в заработной плате почти 30 тысяч рублей.
Редакция:
- Галина Сергеевна, тот беспредел, о котором вы нам рассказываете, подтверждается обращениями, которые мы, журналисты, получаем от родителей и педагогов из вашей школы. Пожалуй, лидирующую позицию по негативу, после директора Акуловой, занимает её заместитель Антон Быков. Та оценка, которую дают в письмах этому «специалисту», вызывает желание спросить о его «деятельности».
Галина Лукьянова:
- Не удивлена. Быков Антон Вениаминович является заместителем директора по воспитательной работе. С его появлением воспитательная работа в школе пришла в полный упадок. Поверьте, коллективу есть с чем сравнивать. Про дошкольный уровень и говорить не приходится. К этому подразделению он относится, как к бесплатному приложению, не имея ни знаний, ни понимания, ни даже желания в этом разбираться...
Редакция:
- Хотим вам зачитать о каких «достоинствах» Быкова нам написали учителя из вашей школы. «...Осуществляет сбор компромата на педагогов и просит одних сотрудников доносить на других, «торжественно» вручает уведомления о предстоящем незаконном увольнении, организовывает в коллективе бойкот неугодным сотрудникам, любит требовать объяснительные записки по любому поводу и в таком количестве, что фактически не остаётся времени на работу. Бывший учитель физкультуры Антон Быков оказался очень «перспективным» функционером, овладевшим всеми приемами травли и подковерных игр. Неужели именно такие кадры нужны современной школе?».
Скажите, а вам есть что добавить к этому «портрету»?
Галина Лукьянова:
- Знаете, пожалуй, основное озвучено, добавлю только, что очень тревожно, когда воспитательной работой в школе занимаются люди с такими характеристиками. Но факты вещь упрямая...
Редакция:
- Страх — это то, что поселилось в московских школах. Как вы считаете, почему учительское сообщество, несмотря на беспредел со стороны администрации, всё-таки в большинстве своём боится говорить о проблемах открыто ? Какие шаги должны последовать, чтобы можно было не опасаясь вести дискуссию о проблемах и искать пути их решения ?
Галина Лукьянова:
- Прежде всего должны прекратиться преследования за свободу слова. Педагоги такие же люди, как и все. У них есть семьи, дети, которых нужно растить, поэтому самый простой способ заставить учителя молчать – это манипуляции с заработной платой, да и сама работа тоже. Не все готовы годами, а примерно в такие сроки укладываются судебные разбирательства по восстановлению на работе, заниматься этими вопросами. Слишком большие моральные и финансовые затраты. Сейчас практически перекрыта возможность личного общения с вышестоящим руководством – все прикрываются пандемией, переводя весь диалог, если это можно так назвать, в формальный электронный документооборот, а по факту получается, что проблемы не решаются.
Редакция:
- Скажите, с приходом нового директора, увольнения неугодных имели массовый характер ? Если иметь ввиду не только вашу историю, как вообще это происходит - какие механизмы задействованы ?
Галина Лукьянова:
- Да, к сожалению, всё это имеет массовый характер и первое, что происходит - создаются невыносимые условия труда. Людей лишают подработки, которую они успешно выполняли. Заваливают ненужной рутинной бумажной работой. У Ирины Анатольевны отработан индивидуальный подход к увольнениям неугодных. Кому-то достаточно понизить количество часов, или составить расписание таким образом, что педагог работает в разных зданиях и вынужден ездить на общественном транспорте, чтобы успеть провести свой урок. С многодетными семьями разобрались путем унизительной проверки накануне нового года: результатом стало увольнение сразу десяти младших воспитателей, с формулировкой по «собственному желанию». Для особо устойчивых, которые нашли в себе силы не согласиться с происходящим, также был придуман свой способ с использованием возможностей Трудового кодекса. Такое увольнение было оспорено в суде и этот суд был младшим воспитателем выигран. Что касается меня, то я, встав на защиту своего коллектива, оказалась тоже неугодной – и для меня придумали сокращение штата. Знаете, при этом все-таки получаешь моральное удовлетворение и от того, что можешь побороться и даже победить. Как видите и Измайловский районный суд, и Московский городской суд встали на мою сторону, а это значит на сторону всех нас — незаслуженно уволенных, подтвердив незаконность действий директора Акуловой.
Редакция:
- Галина Сергеевна, скажите, сколько ваших коллег в общей сложности вынудила покинуть школу директор Акулова ?
Галина Лукьянова:
- Покинули школу - 53 педагога, 24 воспитателя, с учетом младших воспитателей, уволены технические специалисты, младший обслуживающий персонал, рабочие по зданию, уборщицы, завхозы, причем многих людей директор Акулова буквально выкидывала в никуда. Но что мы наблюдаем сейчас, что уже вновь принятые люди уходят - не могут работать с действующей администрацией… Борюсь только я и моя коллега Ольга Настюкова, она опять подала в суд и ждёт апелляцию...
Редакция:
- При том, что директор школы не пожелала реагировать на требования коллектива, может быть, есть какие-то условия, которые новая администрация озвучивала ?
Галина Лукьянова:
- Условие у новой администрации, собственно, одно – полное подчинение без права голоса. Нельзя не соглашаться, нельзя вносить изменения, нельзя высказывать свою точку зрения. Любимая фраза Ирины Анатольевны Акуловой: «Моя школа и я так хочу». С такой позицией руководителя невозможно сохранить многолетние традиции и коллектив. Если бы это касалось только организационных моментов, наверное, можно было бы не обращать на это внимание, однако такая тактика выбрана новым директором в отношении абсолютно всего - от учебного процесса до графиков отпусков. «Я буду решать, когда вы пойдете в отпуск» - заявляет директор Акулова и никакой диалог невозможен...
P. S.
В отчетных докладах чиновников о развитии образования, как правило, говорится об успехах- звучат привлекательные цифры, рисуются обнадеживающие графики, озвучиваются манящие перспективы, но все это парадная сторона вопроса, а наравне с ней живет объективная реальность, подтвержденная фактами и чтобы двигаться вперед и что-то менять - её обязательно нужно знать ...
Все чем с нами поделилась в беседе педагог Галина Сергеевна Лукьянова, к сожалению, не редкость в московских школах. За последнее десятилетие многие директора московских школ действительно «забронзовели», превратившись в эффективных менеджеров-миллионеров. Они совсем потеряли чувство реальности. Ничего из себя не представляя, в грубой и извращенной форме они с легкостью обижают хороших людей, делают их жизнь невыносимой. И если уж начинать работу с подрастающим поколением и проводить «Разговоры о важном», то начинать нужно с чиновников Департамента образования и директоров школ, которым очень многим вещам нужно учиться у настоящих педагогов, в том числе просить прощения и извиняться...
P.P.S.
Копии обращений педагогов школы № 444 в вышестоящие инстанции, а также копии судебных актов находятся в распоряжении редакции.