Начинаю писать с самозаданием: найти тот изъян того прогресса для Сосноры во «Всадниках» (1959–1966), из-за которых ему приходилось закусывать губу до крови (корёжить изображаемое
А кабацкая голь,
завшивевшая,
в парше голова
– из подглавки «Карачарово» [это родина Ильи Муромца]), чтоб прогресс всё же хвалить.
Первое подозрение (из-за достижения ядерного паритета в 1960-х годах), что идеал прогресса был настоящий социализм (с отмирающим государством в непроизводственной сфере), к которому в принципе уже можно было переходить от лжесоциализма (с тоталитаризмом), необходимого в 1920 – 1950-х годах из-за военной угрозы уничтожения страны. А что изъян? – Не необходимость ли автоматизации управления хозяйством (род тоталитаризма)? Как автоматические движения, обеспечиваемые подсознанием человека. Идёт и не думает, как переставлять ноги. Говорит и не думает о подборе слов. Животная жизнь. Традиционализм. Как не переродиться в потребителя, курс на что впервые официально взял Хрущёв? Отказавшись, по сути, от высокого идеала (образ – Илья Муромец) самосовершенствования человека… Есть ли с кем идти в самоуправление, в коммунизм? Не отбило ль гражданскую инициативу полувековое царствование тоталитаризма?
Карачарово
В Карачарове селяне —
крикуны.
Ох и любят они глотку
размять,
ох и любят помянуть под блины
новоявленного бога
и мать.
Соберутся в кабаке —
и в бока
заскорузлые ладони:
— Дуду! —
И закатят в кабаке трепака
под дуду,
да так,
что бревна
гудут
в кабаке.
А кабацкая голь,
завшивевшая,
в парше голова,
уворовывает яйца и соль,
огурцы и куропаток в рукава!
В Карачарове селяне —
крепыши,
бабы — пышки,
а детворня
кривонога, на ушибе ушиб,
испекает на угольях воронят
и, прищурив хитрющие ресницы,
преподносит воронят папашам:
— Вот попашете,
попьете из криницы,
и откушаете
уточки
с кашей...
Тут можно усмотреть столкновение противоречий. С одной стороны «кабацкая голь» перекликается с очень даже уважительным отношением к ней в былине «Илья Муромец и голи кабацкие». Они его напоили вином вскладчину, добрые, когда он в Киев-град пришёл выручать князя Владимира в беде. Там это глас народа, который есть высший суд. Илья Муромец как-то нечаянно, со сна после выпивки (разбудили его грубо) отшвырнул от себя на пол чумака-целовальника, и тот умер от удара об пол. Чтоб его народ простил, он сделал другой скандал-грабёж и народ напоил вином. Князь Владимир не стал с народом спорить, ибо понял, что такая силища одолеет засевшего у него Издолище, что и произошло. Тон былинности у Сосноры отсылает к позитиву. А сюжет в его стихотворении о безобразиях этой голи кабацкой – к негативу. Столкновение этих противочувствий призвано выразить подсознательный идеал Сосноры типа трагического героизма – как же быть: время начинать самоуправляться пришло, а народ не готов. Он готов только вместе по пустому «глотку размять» против начальства («новоявленного бога» для времени князя Владимира, только что крестившего Русь, и культа личности Хрущёва для времени создания стихотворения) и веселиться, а поодиночке – пакости делать друг дружке.
23 января 2023 г.