НОВАЯ РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ
ЧАСТЬ 1. ВЛАСТЬ
Введение.
В современном мире каждый школьник, прошедший курс обществознания, на вопрос: «сколько существует ветвей власти?», не задумываясь ответит: три ветви – законодательная, исполнительная и судебная.
Действительно, во всех учебниках как школьных по обществознанию, так и академических по политологии теория разделения властей описывает деление власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви. Более того, в ст. 10 Конституции РФ обозначено: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.». Следовательно, оспаривать «триумвират» трех ветвей некорректно с точки зрения самого права. Однако, все не так просто. Пусть не де юре, а де факто, но существует четвертая, не менее важная, ветвь власти.
Как понятно из названия статьи речь пойдет о ветви власти, непосредственно связанной с банковской системой. Поскольку идея четвертой власти не является новой в отечественной науке и, более того, есть конкретное обозначение оной: «денежная власть во главе с Центробанком», не буду отступать от уже сформированной теории, а напротив – постараюсь расширить ее.
Данная работа, обосновывающая необходимость выделения денежной власти на федеральном законодательном уровне и последующей реструктуризации банковской системы России на базе описанной концепции, основана на генезисе концепции четырех ветвей власти в историософии, комплексном анализе Конституции Российской Федерации и отчетах, докладах, публичных выступлениях и интервью представителей банковской сферы.
Для начала следует дать объяснение, почему данная тема актуальна и имеет практическое значение. Современная банковская система России существует около 30-ти лет, в течение которых она претерпела ряд преобразований и в конечном приняла форму, которую мы можем наблюдать сегодня. Но разве нынешняя система устойчива и стабильна? – едва ли. Согласно Банку России, в 2021 году в РФ осуществляют деятельность 357 коммерческих банков, для сравнения на состояние 2001 года насчитывалось 1311 действующих банков. То есть количество действующих банков сократилось почти в 4 раза. Причем можно смело сказать, что ситуация только усугубляется. Для подтверждения моих слов приведу отрывок интервью председателя правления АРБ от 2019 года:
«– Цифры впечатляют. Почти тысяча банков ушли с рынка немногим менее чем за 20 лет.
– Давайте уточним цифры. Во многом по вышеназванным причинам, начиная с 2001 г. количество банков в РФ сократилось с 1311 до 430 и по оценкам рейтингового агентства «Эксперт РА», в ближайшие 12 месяцев лицензии лишатся еще не менее 46 банков. Кроме того, как сообщает агентство, по итогам первого квартала 2019 года почти четверть всех банков (99), включенных в расчет, не генерируют прибыль или являются убыточными, 162 банка испытали значительный чистый отток (более 15%) привлеченных средств юридических лиц, 136 – чистый отток средств физических лиц. В целом, в 2019 году Агентство ожидает стагнацию или дальнейшее умеренное снижение индекса здоровья банковского сектора.» (Для сравнения: в США на состояние 2020 года насчитывалось 5177 действующих банков, из них только 51 банк отнесен к проблемным – одна сотая часть от общего количества)[1].
Таким образом, становится очевидно, что банковская система страны требует значительных преобразований. Но причем здесь выделение четвертой ветви власти? – ответ кроется в самом проставлении вопроса о необходимости реструктуризации. А. Ю. Викулин дает этому понятное объяснение: «Изменение вида и функций денег в современных условиях, когда сформировался мировой рынок, возникла экономика, в которой денежное обращение может осуществляться только при наличии определенной инфраструктуры (банковской системы), неизбежно привело к усилению их экономико-политической роли жизнедеятельности общества. Это, в свою очередь, не могло не оказать известного влияния на функционирование такого публично-правового феномена, каким является современное государство» [2., c. 34]. Если говорить совсем простым языком, деньги в современном государстве можно определить кровяными тельцами, банковскую систему – артериями, а государственные учреждения – органами жизнедеятельности. Само собой во главе всей кровеносной системы должен стоять орган, отвечающий за ее функционирование и независимый от прочих, которым, как очевидно, и является центральный банк.
Для понимания всех аспектов теории четырех ветвей необходимо углубиться в историософию и проследить, как развивалась теория разделения властей и на чем можно основываться при проведении новой реструктуризации кредитных организаций.
(будет во второй части)
[1] Статистика Федеральной резервной системы крупных и малых банков 2020 г.
[2] Тосунян. Г.А., Викулин А.Ю. Институт государства и права РАН.: Деньги и власть. Теория разделения властей и проблемы банковской системы. 3-е изд., перераб. И доп. – М.: Дело, 2000. – 224 с.