Найти в Дзене
ВТБ Авто

Что будет с рынком новых автомобилей в 2023 году

Минувший год стал самым сложным для российского автомобильного рынка. Новая реальность вытряхнула из списка официально присутствующих марок почти все иностранные бренды, оставив покупателей наедине с российско-китайской гегемонией. Доставшиеся в наследство от пандемийного времени логистические проблемы дополнились санкционным бременем. Отложенный спрос постепенно растворился в выросших ценах, изменив планы на покупку новых машин в пользу пробежных. Официальные дилеры подключились к параллельному импорту, заселив опустевшие салоны марками из Китая. Марки Официально из России ушла половина иностранных брендов, остальные встали на паузу и отмалчиваются. Часть производств остановлена, оставшиеся переквалифицированы под выпуск «дружественных» марок. В 2023 году нас ждут китайские марки, перезапущенные под российскими брендами по образу «Москвича», и локализация уже знакомых имен на освободившихся заводах. Второе наступление китайских марок может открыть отечественному покупателю ранее незн
Оглавление

Минувший год стал самым сложным для российского автомобильного рынка. Новая реальность вытряхнула из списка официально присутствующих марок почти все иностранные бренды, оставив покупателей наедине с российско-китайской гегемонией. Доставшиеся в наследство от пандемийного времени логистические проблемы дополнились санкционным бременем. Отложенный спрос постепенно растворился в выросших ценах, изменив планы на покупку новых машин в пользу пробежных. Официальные дилеры подключились к параллельному импорту, заселив опустевшие салоны марками из Китая.

Марки

Официально из России ушла половина иностранных брендов, остальные встали на паузу и отмалчиваются. Часть производств остановлена, оставшиеся переквалифицированы под выпуск «дружественных» марок.

В 2023 году нас ждут китайские марки, перезапущенные под российскими брендами по образу «Москвича», и локализация уже знакомых имен на освободившихся заводах. Второе наступление китайских марок может открыть отечественному покупателю ранее незнакомые имена, причем некоторые из них сразу начнут с электрокаров.

Говорить о «третьих лицах» в виде других стран все еще рано. Пока в планах продаваться у нас только у иранского IKCO (Iran Khodro). Возможно, в 2023 году появится какая-то конкретика из Индии и Вьетнама.

  • Эконом-сегмент останется во владении АвтоВАЗа, который может нарастить свою долю рынка до 50+ процентов. В условиях неопределенной экономической обстановки главным доводом в борьбе за покупателя останутся цены, а они у тольяттинцев как раньше самые низкие. Ставшая бестселлером 2022 года LADA Granta оставит за собой первое место.
  • Среднеценовой сектор до 4 млн рублей останется во владении китайских кроссоверов. Chery, Haval, Geely и ряд других уже обжившихся у нас марок останутся в плотной конкуренции, постепенно увеличив свое присутствие на рынке до 25 процентов.
  • Падающая доля премиальных машин силами EXEED, Honghi и, возможно, кого-то увеличится до 10 процентов. Умеющие считать состоятельные покупатели будут охотнее перекладывать деньги в карман китайских марок, оценив перспективы дальнейшего обслуживания «санкционных» машин.

Цены

Резко выросшие весной 2022-го цены постепенно выровнялись к началу осени. Средний ценник чуть выше 2 миллионов рублей подешевел примерно на одну десятую часть за счет оптимизации цен китайских производителей и большого вливания в рынок дешевых российских машин. С минувшей осени цены незначительно меняются в обе стороны. Со стабильной экономикой (а точнее — без новых потрясений) ценники лишатся поводов для резкого роста. Средневзвешенная стоимость машин будет увеличиваться в пределах официальной инфляции благодаря новым моделям и комплектациям.

Ниже цены не станут. Так называемый «откат», который прочили рынку сначала в конце 2021 года, затем во второй половине 22-го, остался в мечтах решивших отложить покупку. В новой реальности для этого нет предпосылок. Рынок уже принял увеличившиеся прайсы, в которые производители спрятали подорожавшее производство.

Продажи

Катастрофическое падение рынка с 1,6 млн машин в «ковидном» 2020 году до 660 тыс. в 2022-м должно смениться ростом. Налаженные матрицы альтернативных комплектующих для отечественных моделей, перезапущенная льготная программа и новые китайские поступления могут разогреть рынок до 800 тыс. единиц по итогам 2023 года.

Покупатели присматриваются к новому ассортименту. Недоверие сменяется принятием, а вместе с ним рождается спрос. Некоторая нехватка машин будет искусственно держаться на протяжении всего года: так делают сами производители, чтобы излишками не перебить цены в демпинговой борьбе.

Увеличится доля параллельного импорта от лица дилеров. Этот сегмент продолжит расти, но по-прежнему в общем смысле будет штучным, а не массовым.

Перспектива

Большой пробел нынешнего российского рынка лежит на границе между нашемарками и самыми экономными кроссоверами из Китая. В сумме 1,5+ млн рублей почти нет предложений, кроме отдельных комплектаций. Очевидно, что покупателям сейчас не хватает альтернативных кроссоверов в этом ценовом сегменте. Что-то похожее могут предложить скорые поставки иранских седанов, которые в состоянии посоперничать с действующими бестселлерами. Такого же ждут покупатели кроссоверов. Тем более самые дешевые варианты из Поднебесной за год сильнее оторвутся от 2 млн и в этом диапазоне цен станет еще просторнее.