Минувший год стал самым сложным для российского автомобильного рынка. Новая реальность вытряхнула из списка официально присутствующих марок почти все иностранные бренды, оставив покупателей наедине с российско-китайской гегемонией. Доставшиеся в наследство от пандемийного времени логистические проблемы дополнились санкционным бременем. Отложенный спрос постепенно растворился в выросших ценах, изменив планы на покупку новых машин в пользу пробежных. Официальные дилеры подключились к параллельному импорту, заселив опустевшие салоны марками из Китая.
Марки
Официально из России ушла половина иностранных брендов, остальные встали на паузу и отмалчиваются. Часть производств остановлена, оставшиеся переквалифицированы под выпуск «дружественных» марок.
В 2023 году нас ждут китайские марки, перезапущенные под российскими брендами по образу «Москвича», и локализация уже знакомых имен на освободившихся заводах. Второе наступление китайских марок может открыть отечественному покупателю ранее незнакомые имена, причем некоторые из них сразу начнут с электрокаров.
Говорить о «третьих лицах» в виде других стран все еще рано. Пока в планах продаваться у нас только у иранского IKCO (Iran Khodro). Возможно, в 2023 году появится какая-то конкретика из Индии и Вьетнама.
- Эконом-сегмент останется во владении АвтоВАЗа, который может нарастить свою долю рынка до 50+ процентов. В условиях неопределенной экономической обстановки главным доводом в борьбе за покупателя останутся цены, а они у тольяттинцев как раньше самые низкие. Ставшая бестселлером 2022 года LADA Granta оставит за собой первое место.
- Среднеценовой сектор до 4 млн рублей останется во владении китайских кроссоверов. Chery, Haval, Geely и ряд других уже обжившихся у нас марок останутся в плотной конкуренции, постепенно увеличив свое присутствие на рынке до 25 процентов.
- Падающая доля премиальных машин силами EXEED, Honghi и, возможно, кого-то увеличится до 10 процентов. Умеющие считать состоятельные покупатели будут охотнее перекладывать деньги в карман китайских марок, оценив перспективы дальнейшего обслуживания «санкционных» машин.
Цены
Резко выросшие весной 2022-го цены постепенно выровнялись к началу осени. Средний ценник чуть выше 2 миллионов рублей подешевел примерно на одну десятую часть за счет оптимизации цен китайских производителей и большого вливания в рынок дешевых российских машин. С минувшей осени цены незначительно меняются в обе стороны. Со стабильной экономикой (а точнее — без новых потрясений) ценники лишатся поводов для резкого роста. Средневзвешенная стоимость машин будет увеличиваться в пределах официальной инфляции благодаря новым моделям и комплектациям.
Ниже цены не станут. Так называемый «откат», который прочили рынку сначала в конце 2021 года, затем во второй половине 22-го, остался в мечтах решивших отложить покупку. В новой реальности для этого нет предпосылок. Рынок уже принял увеличившиеся прайсы, в которые производители спрятали подорожавшее производство.
Продажи
Катастрофическое падение рынка с 1,6 млн машин в «ковидном» 2020 году до 660 тыс. в 2022-м должно смениться ростом. Налаженные матрицы альтернативных комплектующих для отечественных моделей, перезапущенная льготная программа и новые китайские поступления могут разогреть рынок до 800 тыс. единиц по итогам 2023 года.
Покупатели присматриваются к новому ассортименту. Недоверие сменяется принятием, а вместе с ним рождается спрос. Некоторая нехватка машин будет искусственно держаться на протяжении всего года: так делают сами производители, чтобы излишками не перебить цены в демпинговой борьбе.
Увеличится доля параллельного импорта от лица дилеров. Этот сегмент продолжит расти, но по-прежнему в общем смысле будет штучным, а не массовым.
Перспектива
Большой пробел нынешнего российского рынка лежит на границе между нашемарками и самыми экономными кроссоверами из Китая. В сумме 1,5+ млн рублей почти нет предложений, кроме отдельных комплектаций. Очевидно, что покупателям сейчас не хватает альтернативных кроссоверов в этом ценовом сегменте. Что-то похожее могут предложить скорые поставки иранских седанов, которые в состоянии посоперничать с действующими бестселлерами. Такого же ждут покупатели кроссоверов. Тем более самые дешевые варианты из Поднебесной за год сильнее оторвутся от 2 млн и в этом диапазоне цен станет еще просторнее.