Найти тему
AFTERSHOCK

Politico: ЕС ведет Украину к кризису суверенного долга

Автор - Инженер2010 #

Храбрая, но экономически разоренная Украина нуждается в долговом соглашении, чтобы выиграть от грядущего прихода мира – и в грантах, а не в займах.

По мнению президента Европейского совета Шарля Мишеля, такая помощь показывает, что Брюссель “очень сильно привержен поддержке Украины настолько, насколько возможно”
По мнению президента Европейского совета Шарля Мишеля, такая помощь показывает, что Брюссель “очень сильно привержен поддержке Украины настолько, насколько возможно”

23 января 2023 года

Европейские лидеры не постеснялись раструбить о своих кредитах Украине в 2023 году в размере 18 миллиардов евро в качестве инструмента для “поддержания макрофинансовой стабильности страны”. По мнению президента Европейского совета Шарля Мишеля, такая помощь показывает, что Брюссель “очень сильно привержен поддержке Украины настолько, насколько возможно”.

Однако по мере того, как война продолжает бушевать и давление на экономику Украины усиливается, основы экономики и многовековая история рисуют гораздо менее оптимистичный портрет реального воздействия европейской финансовой поддержки.

Иногда в Брюсселе неведение действительно является блаженством.

Реальность такова, что храбрая, подвергшаяся бомбардировкам и экономически разоренная Украина нуждается в долговом соглашении, чтобы выиграть от грядущего прихода мира. И чтобы у Киева был реальный шанс на послевоенное восстановление, эта сделка должна включать значительную реструктуризацию долга и передачу десятков миллиардов евро в виде безвозмездных грантов.

При уровне инфляции в 26 процентов, процентных ставках в 25 процентов и снижении в 2022 году валового внутреннего продукта (ВВП) на треть Украина достигает пределов существующей традиционной экономической политики.

Киеву скоро придётся прибегнуть к печатному станку для финансирования ежедневных общественных задач. И, как часто любят напоминать Европе немцы, голландцы и другие, это приведет к экономической катастрофе.

Украина уже отложила до 2024 года выплаты по своему долгу, держателями которого являются международные инвесторы, на сумму до 20 миллиардов евро. И хотя примерно 6 миллиардов евро, которые страна сэкономила благодаря этой акции, имеют значение, они меркнут в сравнении с ожидаемым дефицитом бюджета в размере около 40 миллиардов евро только в 2023 году.

Украина нуждается в списании долга — к сожалению, ЕС хочет, чтобы она просто продолжала занимать.

В конечном итоге кредиты ЕС на сумму 18 миллиардов евро, начиная с 2033 года, должны быть погашены, а увеличение объема долга, даже долгосрочного, практически с нулевой процентной ставкой, снижает украинский потенциал быстрого восстановления после войны. Этот подход также бессмысленен с экономической точки зрения, учитывая, что Киев уже приостановил выплаты по некоторым из своих существующих обязательств.

В целом, стратегия ЕС – это просто рецепт будущего украинского кризиса суверенного долга.

Примечательно то, что, несмотря на всю напыщенность европейских речей по поводу “Плана Маршалла для Украины”, именно Соединенные Штаты, а не ЕС, извлекли правильные уроки из своей экономической истории.

США уже предоставили Украине более 13 миллиардов долларов в виде безвозмездных грантов, а еще 14,5 миллиарда долларов должны быть предоставлены в 2023 году. И эта помощь США является дополнением к десяткам миллиардов долларов, которые они тратят на военную поддержку.

Как бы это ни было некомфортно признавать, Брюссель, да и Берлин, слишком хорошо знают, что именно облегчение долгового бремени, предоставленное Германии в конце 1940-х годов, заложило основу для послевоенного экономического европейского чуда: возвращения к экономическому росту, который в итоге привел к созданию в 1957 году процветающего Европейского экономического сообщества.

Этот ключевой элемент рассматриваемого плана Маршалла позволил списать долги Германии с 1933 года и позволил ей после Лондонского долгового соглашения 1953 года начать с отношения долга к ВВП менее чем в 20 процентов. Первоначально задуманный как временное решение, он был закреплён в 1990 году после воссоединения Германии.

В то время было понятно, что экономический кризис военного времени требует прагматичного и гибкого политического ответа — точно такого же, как требуется сейчас.

Увы, ответ ЕС на необходимость финансирования Украины был каким угодно, только не историческим.

Блок позволил своим внутренним разногласиям по экономической политике, которые по иронии судьбы выкристаллизовались в результате воссоединения Германии и создания евро, подорвать его стратегические цели на Украине. И пока его политику продолжают преследовать призраки Греции и Венгрии, Европейский совет вряд ли когда-​либо одобрит значимый пакет помощи в виде грантов и сокращения долга Украины.

В результате долгосрочная финансовая устойчивость страны остается под угрозой из-за диссонанса в принятии решений ЕС.

В этом контексте именно отдельные страны-​члены ЕС должны взять на себя ведущую роль в предоставлении межгосударственной безвозмездной помощи Украине. Хотя Европейская комиссия стремится поставить себя во главе всех усилий ЕС по оказанию помощи, это пример лидерских амбиций, а не реальной заметной эффективности, особенно с учетом задержек и разногласий стран-​членов в распределении существующей поддержки.

Таким образом, прямая межгосударственная безвозмездная помощь Украине должна быть освобождена от бюджетных ограничений еврозоны, введённых ей самой. А неиспользованную помощь ЕС странам-​членам, от общей сельскохозяйственной политики до Фонда сплочения, следует разрешить направлять в качестве безвозмездной финансовой поддержки Украине, если какой-​либо член пожелает этого.

Принимая во внимание её историю и экономический масштаб, именно Германия должна взять на себя ведущую роль. И если Берлин не может преодолеть свои нынешние фобии, он должен, по крайней мере, содействовать другим странам-​членам ЕС, желающим следовать подходу США.

Придёт момент, когда политические и экономические реформы, столь любимые Брюсселем, будут активно увязаны с будущей финансовой поддержкой Украины, но сейчас просто не время.

И ЕС, и Германия должны признать свою собственную экономическую историю или, в противном случае, отойти в сторону и позволить США и Британии спасти экономическое будущее Украины. В противном случае одной из самых больших трагедий этой войны вполне может стать разочарование Украины в Европе.

Чтобы связаться с автором (нажмите здесь).