Найти в Дзене

Федерализация и проблемы сепаратизма (прошлое и настоящее)

Административно-территориальное деление и степень автономии регионов может являться причиной как устойчивого существования государства, так и сепаратистских тенденций.

Это исторически обоснованное и правильное утверждение. Опыт доказывает, что однородное по национальному принципу (гомогенное) государство предпочитает унитарное строение, а в многонациональных (гетерогенных) государствах господствует федеральное начало. Федерация по сути своей является устойчивым союзом равноправных субъектов (в отличие от конфедерации - временного союза с субъектами, которые часто обладают полным суверенитетом над своей территорией). Конфедерация дело совершенно добровольное, созданное для достижения определённых интересов, входящие в данный союз государства могут легко из него выйти по воле сторон союза.

С Федерацией же всё намного сложнее: право выхода (т.е. сецессии) может вообще в подобном союзе отсутствовать или являться предметом споров (это и привело к Гражданской войне в США, и закрепило факт, что правом выхода штаты не обладают). Иногда такое право может быть законодательно закреплено, и тогда субъекты Федерации могут легко отделиться при взаимном согласии (так случилось с СССР). Однако внутри союзных республик право отделения не было предусмотрено (что привело к конфликтам в Абхазии, Чечне, Каракалпакии, Приднестровье, Гагаузии). Федерации призваны дать титульным народам и национальным меньшинствам широкую автономию в политической, экономической, культурно-национальной и языковой сферах. При этом разнообразие федераций также вызвано историческими предпосылками. Ассиметричная федерация, которой является Россия, содержит равноправные субъекты, однако с разной степенью автономности (республики, автономная область, автономные округа и тд). Это связано с количеством проживающих в том или ином субъекте представителей нерусского населения и сохранением этнической составляющей коренных народов регионов при уважении к их истории, культуре и праву на самоуправление. Однако в РФ явно виден процесс централизации (косвенный признак этому всеобщая кириллизация субъектов РФ, отмена статуса Президент и замена его на Глава региона, так как в РФ может быть только один Верховный Глава и это Президент РФ). В тоже время в Бельгии действуют центробежные силы, которые толкают из-за национализма (валлоны и фламандцы) и языкового вопроса (языковые ограничения, сообщества и барьеры) эту страну на путь распада. При этом, если конфедерация имеет перспективы стать федераций (это случилось с США и Швейцарией), то федерация при переходе к временной конфедерации обычно распадается (пример Югославии, в частности Союза Сербии и Черногории).

Очень часто унитарному государству тоже приходится делать выбор в пользу Федерации, чтобы сохраниться (хотя бы на какое-то время). Таким путём пошли Бельгия, Россия после Октябрьской революции. В тоже время Австро-Венгрии развалилась не только из-за проигрыша в Первой мировой, но из-за игнорирования славянского вопроса (непризнания равноправия славян, их языка и культуры по сравнению с венграм и австрийцам в империи). Безусловно, лишённое национальных проблем и гомогенное государство должно быть унитарным. Опасно, когда в вопрос национальной идентичности вмешивается ещё и религиозный аспект: так на основе религии рождаются разные народы и нации (фламандцы и голландцы; пакистанцы и индусы), которые несмотря на совместное историческое прошлое и схожесть языка, недолюбливают друг друга и хотят жить раздельно. Вышеописанные процессы захватили и Украину. Эта искусственно созданная страна исторически находилась в зоне влияния России, Польши, Венгрии, Румынии и Турции. И была образованна на территориях Российской Империи благодаря посылу к равноправию для всех восточнославянских народов (русских, белорусов, украинцев). На востоке Украины оказались исторически пророссийские земли с огромным количеством русскоговорящих, которые обладали схожим с русскими менталитетом (и были далеки от Галиции, её "западного менталитета"). Исторически на Украине возникла необходимость федерализации. Еë проигнорировали, к чему это привело, мы видим.

Формы административно-территориального деления
Формы административно-территориального деления
Сложности федерализации Бельгии
Сложности федерализации Бельгии
Подарки советских вождей Украине
Подарки советских вождей Украине
Откуда происходит Украина?
Откуда происходит Украина?