Найти тему
Христианская Газета

«Песни песней» - книга о любви

Возлюбленный мой принадлежит мне, а я - ему. (Песни Песней 2:16)

Я принадлежу возлюбленному моему, а возлюбленный мой – мне. (Песни Песней 6:3)

«Песни Песней». Ее называют «самой откровенной» книгой Библии. Редко услышишь, что ее советуют почитать новообращенным христианам или молодежи. Однако именно для молодежи и новообращенных в ней так много ценного! Пойдем вместе в сокровищницу книги «Песни Песней»! Будем размышлять над ней, и я верю, Господь откроет нам очень важные истины.

Как и любая книга Слова Божьего, «Песни Песней» - книга многослойная. Первый слой – взаимоотношения между мужчиной и женщиной. Интересная тема? Тогда с нее и начнем и посмотрим, чему мы сможем научиться в этой сфере.

Пойдем прямо по главам. В первых двух главах книги описывается, по сути, идиллическая любовь между мужчиной и женщиной. Они влюблены и восхищаются друг другом. Это одно из свойств влюбленности – искреннее восхищение, которое переполняет человека так, что он готов снова и снова восхвалять своего возлюбленного. Ты не видишь недостатков, человек кажется тебе совершенством, между вами полное взаимопонимание, а главное – любовь, которая никогда не омрачится (именно так думают юные влюбленные).

Вот оно, счастье - обрести возлюбленную! В конце второй главы «Песни Песней» Суламита так и говорит: «Возлюбленный мой принадлежит мне, а я ему» (ПП 2:16).

Третья глава начинается с того, что Суламита просыпается ночью, а любимого рядом нет. Она выходит на улицу, ищет его, зовет и, наконец, спрашивает у городских стражей: «Не видали ли вы того, кого любит душа моя?» (ПП 3:3). Только отходит от них – а ее любимый идет ей навстречу. Суламита обрадовалась, ухватилась за него и уже не отпускает. Она ведет его в дом матери, чтобы сочетаться с ним навсегда.

Что это? Первая ссора, непонимание или размолвка? Неосторожное слово, кто-то не понял другого – и вот первый конфликт. Но все улаживается быстро, ведь каждый полон любви и готовности прощать. Оба еще дышат радостью приобретения друг друга, и никто не хочет ссориться и устраивать разборки. Идем дальше.

Четвертая глава снова полна описаний нежной и трепетной любви двоих. Они счастливы и восторгаются друг другом. Легче всего любить того, кто любит тебя…

В пятой главе жених приходит к невесте ночью, стучит и просит отворить ему дверь. Он проделал долгий путь, его голова мокрая от ночной росы. Он жаждет увидеть ее, свою возлюбленную. Но она говорит, что уже разделась и ей не хочется вставать и одеваться, пачкать ноги. Это заговорила плоть. «Эго», растворенное до этого в любимом, отделилось и сказало капризно: «Неохота…». А что? Они уже вместе, скоро поженятся – зачем теперь вести себя идеально? Можно и не уступить разок…

Ее любимый пытается дотянуться до нее, достучаться до ее сердца. И вот она идет открывать ему, но уже его «эго» ранено, обида говорит в нем, он отвечает ей, но уже без той любви, что раньше. И от его слов «души во мне не стало», - говорит Суламита. Она понимает, что сама виновата, она напрасно обидела его. О, как часто мы понимаем это слишком поздно! Когда мы обижаем кого-то, то понимаем, что это ранит человека, но нам непременно надо высказаться, вылить свою обиду, и мы говорим, говорим и не можем остановиться… А когда наши слова достигают цели, мы тут же спохватываемся и бросаемся исправлять ситуацию! И самое распространенное оправдание: «Я не хотел(а)…». Это неправда! Твоя плоть хотела именно этого: отомстить за обиду еще большей обидой, ранить сильнее, чем ранили тебя…

Суламита начинает искать своего возлюбленного повсюду, звать его на улицах. Вроде бы похожая ситуация на ту, что была во 2-ой главе, но той готовности прощать, уже нет, обида кажется слишком сильной. Девушка ищет любимого среди ночи, одна, не стесняясь своих слез и не скрывая отчаяния. Когда кажется, что ты навсегда потерял кого-то очень дорогого для тебя, всякое стеснение уходит. Ее встретили стражи и избили, изранили. Но и это уже неважно, ведь она потеряла гораздо больше... Когда рана внутри, никакие внешние поражения не имеют значения. Ей все равно, она вскользь упоминает о ранах и снова говорит о своем возлюбленном, просит всех, кто увидит его, передать ему, что она «изнемогает от любви»…

Когда она находит его и они мирятся (5-6 глава), Суламита снова повторяет ту же фразу, что и во второй главе, но она звучит уже совсем по-другому: «Я принадлежу возлюбленному моему, а возлюбленный мой – мне». Видите разницу? В первом случае она подчеркивала его принадлежность ей, а во втором для нее уже важнее, что она принадлежит ему. Вот отличие настоящей любви: любовь «не ищет своего» (1Кор.13:5)! Любовь отдает себя, не требуя ничего взамен. А влюбленность? Влюбленность ищет прежде своего: сначала ты мне, а потом я – тебе.

В книге «Песни Песней» описано развитие любви, ее перерастание из влюбленности в настоящее крепкое, верное чувство, которое уже больше, чем просто чувство. Поэтому-то в конце книги говорится: «Большие воды не могут потушить любви, и реки не зальют ее» (ПП 8:7). Да, испытанная любовь действительно сильна. Когда двое пройдут вместе не только радость, но и скорби, и разлуку, и непонимание, и прощение, и все равно останутся вместе, – вот она, та самая любовь!

Очевидно, что книга «Песни Песней» описывает не только взаимоотношения мужчины и женщины. Она имеет глубокое духовное значение. Итак, второй смысловой слой – взаимоотношения Христа как Жениха и Его Невесты – Церкви. Закономерно, что мы можем из одних и тех же мест извлекать мудрость, применимую и для духовного роста, и для развития отношений с людьми. Ведь брак земной – это подобие брака небесного. Как Иисус избрал Себе возлюбленную Свою Церковь, так мужчина выбирает себе будущую жену. Как Иисус возлюбил Ее до смерти и доказал Свою любовь, так и мужчина любит свою невесту и ежедневно доказывает ей свою любовь. Как каждый из нас вступает в завет с Богом, так и в земной жизни мужчина и женщина заключают завет – брачный…

Книга «Песни Песней» описывает развитие наших отношений с Господом. Когда мы принимаем Его в свое сердце через молитву покаяния, мы полны радостных эмоций, мы искренне восхищаемся Им, прославляем Его, наслаждаемся близким общением с Ним (ПП, 1-2 главы).

Если ты вдруг обнаруживаешь, что утратил близкие отношения с Иисусом, начинаешь искать Его, звать и не успокаиваешься, пока не найдешь. А Он рядом. Пока ты маленькая овечка, Он носит тебя на руках и не отпускает далеко от Себя (Ис.40:11). Приложив чуть-чуть усилий, ты тут же находишь Его и снова наслаждаешься радостью общения с Ним (3 глава). И ты говоришь: «Возлюбленный мой принадлежит мне, а я ему». Ты ставишь на первое место Его принадлежность тебе, потому что это приоритет. Для «духовного младенца» настолько радостно обрести Господа, что для него важнее, что Иисус стал частью его самого, чем то, что он сам теперь принадлежит Господу.

А когда заключен завет с Богом, что наступает чаще всего? «Пустыня». И вот ты уже не так захвачен любовью к Господу, «засыпаешь» духовно. Твой возлюбленный, Иисус, которому ты совсем недавно говорил, что принадлежишь Ему, приходит к тебе и говорит: «Отвори Мне, Я хочу поговорить с тобой». А тебе лень молиться, и ты ищешь оправдания, чтобы не делать того, о чем просит Господь. Утрачено самое лучшее – близкие отношения с Богом. Совесть осуждает тебя, мир уходит, и в сердце разгорается огонь. Тебе уже «не спится», и ты начинаешь искать Бога. Причем если раньше ты быстро находил Его, то вот, идут дни за днями, а Его нет рядом, Он не возвращается! Знакомо? Молишься, а молитвы отскакивают от потолка, в сердце – суета и тревога. Страх подкрадывается и говорит: «Все, ты не достоин Божьей любви…». Но слишком ценно то, что ты потерял, и ты ищешь Его снова и снова, жертвуешь временем и силами, терпишь лишения, но ищешь все равно…

И, конечно, ты найдешь Его! Ведь Он всегда был рядом. Тут-то ты и понимаешь, что Его любовь к тебе неизменна и что она покрывает всё. Ты нашел Его, но теперь не Он с тобой, а ты – с Ним. И ты уже говоришь: «Я принадлежу возлюбленному моему, а возлюбленный мой – мне». Теперь уже важнее, что ты принадлежишь Ему! И это радостнее - отдавать себя целиком Ему, сознавая, что живешь для Него. А Он – для тебя, да! Но, пройдя испытания, ты понимаешь, что важнее твоя принадлежность Богу, чем Его – тебе. Настоящая любовь всегда ставит на первое место интересы другого, а не свои собственные.

Пройдя через «пустыню», понимаешь, что в тебе уже не та первая влюбленность в Бога, основанная на чувствах и переживаниях Его любви и присутствия. Нет, это уже зрелая, закалённая любовь, основание которой – вера. Ты веришь, что Он всегда рядом, ты веришь, что Он любит, хранит и ведет тебя Своим путем. Потеряв кого-то однажды и вернув его назад, любишь сильнее и ценишь больше.

Возрастание в любви – вот, на мой взгляд, главная тема, которая проходит красной линией через всю книгу «Песни Песней». Возрастание в любви к Богу и в любви к своему избраннику. А в любви главное качество – неизменность: она «не перестает», несмотря ни на что, и всегда готова больше отдавать, чем брать. У английской писательницы XIX века Ханны Мур есть такая фраза: «Любовь не размышляет, а щедро дает, дает всю себя, и затем трепещет при мысли, не дает ли она слишком мало…». В этой фразе заложена христианская мудрость о том, что любовь – это давать, а не брать; причем чем больше отдаешь любви – тем больше у тебя остается.

Ольга Шкребко