В «Христианской газете» №3 2005 г. была опубликована статья пастора христианской церкви «Вифания» ст. Ленинградской Повстяного С. М., в которой было дано научное разъяснение понятия «секта». Продолжаем разговор на эту тему.
Мы, евангельские христиане, уклоняемся от межрелигиозной борьбы с христианами других направлений и благословляем их именем Иисуса Христа. В то же время хотим дать разъяснение нашей позиции. Делается это с той лишь целью, чтобы пролить истинный свет на учение евангельских христиан и дать возможность людям, ищущим Бога, не остановиться на пути богоискания.
Есть мнение, что мы не признаем святой крест. Это не совсем так. Мы понимаем, что на кресте, на котором был распят Иисус, было совершено искупление рода человеческого, но крест никогда не был и не может быть предметом поклонения. Это лишь древо, на котором был совершен жертвенный подвиг Иисуса Христа. Если подходить к этому вопросу буквально, то гвозди, которые пронзили святое и непорочное тело Господа, все предметы и вещи тоже надо признать святыми. Но не этого хочет от нас Бог. Ему нужна вера в саму искупительную жертву Иисуса.
Далее стоит вопрос о непочитании Божьей матери. На самом деле мы чтим и уважаем Марию как мать, родившую нашего Спасителя, но не молимся ей, потому что в Библии написано: «Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи» (Мат.4:10); «Един Бог и един посредник между Богом и человеком, человек Иисус Христос» (1Тим.4:5). И никто, в том числе и Мария, не может быть посредником между Богом и человеком и тем более - нашим ходатаем. Так утверждает Евангелие.
Один из камней преткновения - это иконопоклонение. Евангельские христиане на самом деле не признают иконы святых. Это объясняется тем, что ни апостолы, ни сам Иисус Христос этому не учили, а наша вера строится на учении Иисуса Христа, апостолов и пророков Ветхого Завета, согласно Писанию: «Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу, быв утверждены на основании апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным [камнем]» (Еф.2:19,20). Поскольку иконопочитание стало практиковаться через 700 лет после служения Христа, мы воспринимаем это не как евангельскую доктрину, а примесь человеческого фактора.
Что касается тех пунктов, которые включены в научное определение секты (см. «Х.Г» №3 2005), то могу с уверенностью сказать, что церкви евангельских христиан не попадают ни под один из них, т. к. в основе вероучения евангельских церквей лежит только Библия; в церквях нет высшего и большего авторитета, чем авторитет Бога; у нас нет монополии на спасение, т. е. не утверждается, что только в конкретной церкви можно обрести спасение, – спасение наше в вере в Иисуса Христа; евангельские церкви терпимы ко всем христианским деноминациям; отсутствуют факты зомбирования и подавления личности; поощряется индивидуальное чтение и исследование Писания; нет тоталитарного контроля над личностью, церкви евангельских христиан не ставят своей целью быть русской государственной религией, не стремятся к духовной гегемонии и не предпринимают никаких попыток сращивания с государственными структурами, чтобы иметь возможность господствовать над обществом и влиять на него. Таковы основы веры евангельских христиан или, как нас еще называют, – протестантов.
Итак, в XXI веке православие и протестантизм в России оказались на богословском перекрестке: взгляды, служения, практика жизни порой не совпадают. Но Господь сказал: «Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, [так] и они да будут в Нас едино, - да уверует мир, что Ты послал Меня» (Иоан.17:21). И сегодня христианам различных течений и деноминаций России следует ликвидировать озлобление, взаимное поношение, «переплавить мечи на орала» и начать распахивать новину в сердцах Россиян. «Сейте себе в правду, и пожнете милость; распахивайте у себя новину, ибо время взыскать Господа, чтобы Он, когда придет, дождем пролил на вас правду» (Ос. 10:12).
Повстяной Сергей