Дети, как правило, мало похожи на поколение своих мам и бабушек. Тот, кто родился в современном технологичном обществе, проще ориентируется в больших массивах данных. Однако нередко отлично справляющийся с гаджетами ребенок затрудняется в складывании двузначных чисел. Или обращается к калькулятору, чтобы выполнить простое умножение. Что с этим делать: смириться или занять его ментальной арифметикой?
О том, что такое ментальная арифметика и зачем она нужна, сообщает журнал «Семья и школа».
Что такое ментальная арифметика
Ментальная арифметика – это не просто система для счета. Она важна для развития интеллекта, подходит как детям, так и взрослым. Сторонники такого метода уверены, что он помогает решать в уме сложные математические примеры, развивает память, логику, способность к многозадачности и концентрации внимания.
Ментальной арифметике обучают, используя специальные счеты – абакус или соробан. Учащиеся выполняют механические упражнения на счетах, считают в уме.
Главные преимущества ментальной арифметики
Такой метод обучения имеет довольно много преимуществ. Действия в уме развивают интеллект, концентрацию внимания, логическое мышление. Одним из плюсов специалисты считают гармоничное развитие межполушарных связей.
Правое полушарие человеческого мозга ответственно за воображение, оно позволяет представить и «обработать» картинку, которая на счетах. Левое полушарие мозга участвует в решении примеров. Так что на уроках ментальной арифметики мозг работает на все 100%. Его полушария тесно взаимодействуют в этом процессе, гарантируя гармоничное развитие.
Другим положительным моментом выступает многозадачность. Дети, успешно освоившие «менталку», легко могут одновременно петь и считать. Любые физические упражнения во время устного счета – несложный «фокус», который выполняют даже малыши. Совмещение физической и умственной активности отлично тренирует тело и мозг.
Плюсом «менталки» считают и развитие образного мышления, умение логически мыслить, концентрироваться на определенной задаче и оперативно ее выполнять. На занятиях дети решают примеры в течение определенного времени. Они быстро записывают результат, не отвлекаются на посторонние занятия и не путаются в полученных цифрах.
Однако и у ментальной арифметики есть свои слабые стороны.
Какие недостатки есть у «менталки»
Минус, выявляющийся из-за неподходящего возраста для занятий, – это путаница относительно школьной программы и программы «устного счета». Не стоит приводить ребенка на обучение «ментальной арифметике» одновременно с походом в первый класс. В таком случае ему придется непросто. Первоклашки довольно долго учатся считать до 10, а ученики ментальной арифметики почти сразу начинают оперировать двузначными цифрами. В таком случае ребенок просто запутается, где и как ему считать. Чтобы этого избежать, приводить малыша на ментальную арифметику следует либо до начала школы, либо уже во 2 – 3 классе.
Бывает так, что дети, которые добились успехов в ментальной арифметике, становятся невнимательными. При решении в уме сложных примеров они все свое внимание он концентрируют на этом, а не на написании ответа. Иногда решают верно, а ответ из невнимательности пишут с ошибкой.
Наиболее заметный минус – опережение школьной программы. Умеющие быстро считать отличаются развитым логическим и абстрактным мышлением, таким ребятам может быть скучно в обычной школе, считать клеточки-отступы при оформлении, детально расписывать каждый этап решения задачи.
Аналогично любой системе дополнительного образования, ментальная арифметика имеет свои плюсы и минусы. Ее необходимость для конкретного ребенка определяют родители. Ведь каждый ребенок индивидуален. Для пробы можно посетить несколько занятий – так можно будет понять, подходит ему эта система обучения либо нет.
Читайте материал в сетевом издании «Учительская газета».