Итак, что же такое креативность?
Непосредственно слово “креативность” в русском языке появилось недавно. Изначально оно использовалось в первую очередь в когнитивной науке для определения мыслительных процессов, лежащих в основе творческой деятельности.
На сегодняшний день существует множество определений понятия Креативность. В целом, ее можно охарактеризовать как совокупность творческих способностей человека, которые выражаются в готовности к принятию и созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или общепринятых схем мышления. В повседневной бытовой жизни креативность проявляется как смекалка — способность достигать цели, находить нетривиальные и остроумные решения любой проблемы.
В чем выражается креативность?
А как понять, насколько креативной можно считать ту или иную идею? Существует два основных критерия креативности: оригинальность (originality) и полезность (utility). Таким образом, любой продукт творческой деятельности должен не только обладать некоторой необычностью и новизной, но и нести практическую ценность, или соответствовать каким-то заданным рамкам той дисциплины, в которой он создается.
Помимо этих двух критериев, современные ученые выделяют также эстетику (aesthetics) и аутентичность (authenticity). Эстетику в этом контексте можно охарактеризовать как способность творческого человека или непосредственно продукта творческой деятельности отражать феноменологическую реальность наиболее эффективным путем. То есть так, чтобы это отражение было, с одной стороны, сложным, но, с другой стороны, состояло из минимально возможного количества элементов. Аутентичность же, в свою очередь, показывает, насколько тот или иной творческий продукт отражает личность творца - индивидуальность художника, создающего этот продукт.
Можно ли развить креативность, и как это сделать?
Существует ошибочное мнение, что творческие способности - это дар, врожденный талант, на который никак нельзя повлиять. На самом же деле, это не так! Креативность - такой же навык, как умение ходить, читать и писать, а значит его можно развивать и совершенствовать.
В начале 90-х годов прошлого века Томасом Уордом впервые была предложена модель Креативного познания (Creative cognitions), суть которой заключается в следующем: в основе творческой деятельности лежат те же когнитивные процессы, что и в основе любой повседневной деятельности. Проще говоря, люди, у которых в принципе более развиты когнитивные функции, являются более креативными.
На основе этой модели с легкостью можно сделать следующий вывод: мы все обладаем потенциалом для творческой деятельности. Развивая свои обычные когнитивные способности, такие как память, внимание, воображение и т.д., мы развиваем и креативность.
А зачем вообще креативность развивать?
В современном стремительно меняющемся мире человеку необходимо умение действовать в условиях неопределенности, сложности и многозадачности, быстро и успешно адаптироваться к окружающей действительности. Отечественный психолог А. А. Реан, который занимался изучением вопросов адаптации, говорит о том, что только полностью, системно, адаптированный человек может принести пользу обществу, реализуя себя и свой потенциал. Только такого человека можно назвать самоактуализирующейся личностью.
Исследования последних двадцати лет показывают, что активизация творческого потенциала, наряду с изучением иностранных языков и развитием межкультурной компетенции, тесно связана с успешным формированием системной адаптации.
Ученые из Лаборатории языковых, межкультурных и творческих компетенций НИУ ВШЭ разработали специальную обучающую систему PICK (Plurilingual Intercultural Creative Keys), главной задачей которой является развитие именно этих soft-компетенций. В марте этого года в НИУ ВШЭ стартует программа дополнительного профессионального образования “Ключи к полилингвальному, межкультурному и творческому образованию”, основанная на системе PICK. Программа предназначена для педагогов, репетиторов и родителей, обучающих своих детей на дому, и состоит из трех независимых модулей тренинга, посвященных развитию креативности, межкультурной компетенции и многоязычия у школьников и студентов в процессе обучения.
Первый модуль программы - “Творчество рождает творца” - направлен как раз-таки на развитие креативности. В рамках этой части тренинга вы узнаете о различных техниках и упражнениях, направленных на активизацию творческого потенциала учащихся, и, в результате, сможете научить своих подопечных генерировать новые идеи и реализовывать их на практике, находить разные подходы к решению задач, видеть в мире красоту и создавать ее. Другие два модуля, ”Мир открыт каждому” и ”Новый язык – новая жизнь” предполагают обучение участников технологиям развития межкультурной компетенции и стимулирования изучения нового языка с опорой на многоязычное общение.
Подавайте заявку на сайте https://www.hse.ru/edu/dpo/804682691 и развивайте креативность вместе с PICK!