Найти тему
Журнал не о платьях

"Зель­да вдруг вста­ла на стул и прыг­ну­ла че­рез стол в тем­но­ту про­ёма кру­той ле­ст­ни­цы". Игры со смертью а'ля Фицджеральд

Источник фото: elle.ua
Источник фото: elle.ua

Продолжение. Предыдущая часть ЗДЕСЬ⤵️

Люб­лю, ску­чаю, люб­лю

В 1921 го­ду на День свя­то­го Ва­лен­ти­на Зель­да об­на­ру­жи­ла, что бе­ре­мен­на. Она по­ня­тия не име­ла, что зна­чит иметь ре­бен­ка, но ска­за­ла Скот­ту, что на­вер­ня­ка рас­тол­сте­ет и бу­дет боль­на. Ро­див пре­ле­ст­ную до­ч­ку и от­хо­дя от ане­сте­зии, Зель­да про­бор­мо­та­ла: «Ка­жет­ся, я пья­на». Ма­лыш­ку на­зва­ли Франс Скотт, и ро­ди­те­ли меч­та­ли, что­бы она бы­ла сча­ст­ли­ва и бо­га­та. Для это­го Фиц­д­же­раль­ды раз­вле­ка­ли Скот­ти зо­ло­ты­ми ве­щи­ч­ка­ми: пусть при­вы­ка­ет к дра­го­цен­но­стям.

Источник фото: tatler.ru
Источник фото: tatler.ru

По­с­ле ро­дов Зель­да силь­но по­пра­ви­лась, но по при­вы­ч­ке про­дол­жа­ла ко­кет­ни­чать с муж­чи­на­ми, а рев­ность Скот­та те­перь по­хо­ди­ла на обы­к­но­вен­ную злость. В их от­но­ше­ни­ях что-то над­ло­ми­лось: ку­да-то ис­че­за­ли ис­крен­ность и лег­кость, от­ку­да-то при­хо­ди­ли раз­дра­же­ние и ску­ка. На­няв ре­бен­ку ня­ню, Фиц­д­же­раль­ды по-пре­ж­не­му ку­ти­ли по но­чам, но с по­хме­лья Скот­ту бы­ло так тя­же­ло са­дить­ся за пись­мен­ный стол ...

Что­бы на­пи­сать свой зна­ме­ни­тый ро­ман «Ве­ли­кий Гэтс­би», в 1921 го­ду Скотт вме­сте с семь­ей уе­хал в Па­риж, где Фиц­д­же­раль­ды по ошиб­ке ис­ку­па­ли Скот­ти в би­де, да­ли ей ши­пу­ч­ку с джи­ном и оп­ро­ки­ну­ли сто­лик за зав­т­ра­ком. Впро­чем, сто­ли­цу Фран­ции они шо­ки­ро­ва­ли не­дол­го: со­сто­я­тель­ные су­п­ру­ги Дже­ральд и Са­ра Мэр­фи со сво­и­ми деть­ми ута­щи­ли че­ту Фиц­д­же­раль­дов с со­бой на Ривь­е­ру.

На чу­де­с­ной вил­ле "Ма­ри", по­хо­жей на эк­зо­ти­че­с­кую кре­пость, ок­ру­жен­ную ли­мо­но­вы­ми ро­ща­ми и олив­ко­вы­ми де­ревь­я­ми, Зель­да раз­вле­ка­лась, строя кре­по­ст­ную сте­ну из пе­с­ка и за­мок из кар­то­на, а Скотт вы­ка­пы­вал рвы. Де­ти бы­ли в вос­тор­ге, и ле­то ка­за­лось чу­де­с­ным. Су­п­ру­ги по­з­на­ко­ми­лись с фран­цуз­ски­ми лет­чи­ка­ми, ко­то­рые бы­ли в вос­хи­ще­нии от кра­со­ты Зель­ды и от ин­тел­ле­к­та Скот­та. Они го­во­ри­ли о ли­те­ра­ту­ре и ис­кус­ст­ве, на­пи­ва­лись и тан­це­ва­ли вме­сте ка­ж­дую ночь. Прав­да, вско­ре Зель­да за­ску­ча­ла.

Источник фото: tatler.ru
Источник фото: tatler.ru

Ну что пло­хо­го, ес­ли один из мо­ло­дых лет­чи­ков, Эду­ард Жо­зан, не­мно­го раз­вле­чет ее? Кра­сав­чик Жо­зан де­мон­ст­ри­ро­вал на сво­ем са­мо­ле­те чу­де­са пи­ло­та­жа, а Зель­да вспо­ми­на­ла, как он вдруг при­влек ее к се­бе, и буг­ры его мышц бу­к­валь­но впи­лись в ее те­ло. В Жо­за­не бы­ло то, че­го не хва­та­ло изящ­но­му Скот­ту: ли­дер­ст­во, ат­ле­ти­че­с­кая мощь, во­ин­ская удаль. Ко­ро­че го­во­ря, в ию­ле она по­шла на ре­ши­тель­ное объ­я­с­не­ние с му­жем. Пусть он даст ей раз­вод, по­то­му что она лю­бит Жо­за­на. Взбе­шен­ный Скотт на це­лый ме­сяц за­пер же­ну на вил­ле, а фран­цуз­ский лет­чик по­ки­нул Ривь­е­ру, так ни­че­го и не по­няв в от­но­ше­ни­ях этой стран­ной па­ры.

А ме­ж­ду Скот­том и Зель­дой вновь по­я­ви­лась ис­чез­нув­шая бы­ло хо­лод­ность. Зель­де все­гда нра­ви­лось иг­рать с ог­нем, а тут она во­все «от­пу­с­ти­ла тор­мо­за». Фиц­д­же­раль­ды но­си­лись на сво­ем «ре­но» по по­бе­ре­жью, и Зель­да в са­мых опа­с­ных ме­с­тах про­си­ла му­жа дать ей си­га­ре­ту. Она и прыж­ки со скал пре­вра­ти­ла в иг­ру со смер­тью. Дро­жа от стра­ха, Скотт не мог не при­нять вы­зо­ва же­ны, и су­п­ру­ги в тем­но­те по­оче­ред­но пры­га­ли со ска­ли­стых пло­ща­док вниз, ка­ж­дый раз ри­с­куя раз­бить­ся о кам­ни.

А од­на­ж­ды сен­тябрь­ской но­чью Дже­ральд Мэр­фи от­крыл на стук дверь и уви­дел блед­но­го Скот­та: Зель­да при­ня­ла сверх­до­зу сно­твор­ных таб­ле­ток. Са­ра ки­ну­лась на по­мощь, за­ста­вив Зель­ду пить мно­го жид­ко­сти и до ут­ра не да­вая ей за­снуть. Ко­г­да кри­зис ми­но­вал, Фиц­д­же­раль­ды, пы­та­ясь за­ла­тать тре­щи­ну в их бра­ке, взя­ли ре­бен­ка и уе­ха­ли в Рим. Вы­бор ока­зал­ся не­уда­ч­ным: по­го­да сто­я­ла от­вра­ти­тель­ная, шел дождь, су­п­ру­ги по­оче­ред­но бо­ле­ли, а Скотт поч­ти не вы­хо­дил из за­по­ев. Един­ст­вен­ной ра­до­ст­ной ве­стью бы­ло то, что в 1926 го­ду в Нью-Йор­ке вы­шел его но­вый ро­ман «Ве­ли­кий Гэтс­би», в ко­то­ром от­ра­зи­лась ус­та­лость пи­са­те­ля от «ве­ч­но­го празд­ни­ка», и пер­вые от­кли­ки на ро­ман бы­ли по­ло­жи­тель­ные.

Ре­шив сде­лать пе­ре­рыв в ра­бо­те, Скотт с же­ной и до­ч­кой по­ехали в Па­риж, где они оку­ну­лись в ат­мо­сфе­ру ве­че­ри­нок, а Фиц­д­же­ральд, про­пу­с­тив па­ру ста­кан­чи­ков ви­с­ки, не упу­с­кал слу­чая рас­ска­зать мо­ло­до­му пи­са­те­лю Эр­не­сту Хе­мин­гу­эю, ка­кая у них с Зель­дой за­пу­тан­ная лю­бовь. Хе­мин­гу­эй со­чув­ст­вен­но ки­вал го­ло­вой: он счи­тал, что Зель­да про­с­то су­ма­сшед­шая. Скотт вспом­нил его сло­ва, ко­г­да од­на­ж­ды за ужи­ном в ре­с­то­ра­не на Ривь­е­ре при­сел у ног Ай­се­до­ры Дун­кан, за­ни­мав­шей со­сед­ний сто­лик.

46-лет­няя тан­цов­щи­ца за­пу­с­ти­ла паль­цы в его бе­ло­ку­рые во­ло­сы и на­зва­ла пи­са­те­ля сво­им цен­ту­ри­о­ном.

Айседора Дункан. Источник фото: vokrugsveta.ru
Айседора Дункан. Источник фото: vokrugsveta.ru

Даль­ней­шее про­изош­ло мгно­вен­но. Спо­кой­но на­блю­дав­шая за этой сце­ной Зель­да вдруг вста­ла на свой стул и прыг­ну­ла че­рез стол в тем­но­ту про­ема кру­той ле­ст­ни­цы. Все по­се­ти­те­ли за­мер­ли, но че­рез не­сколь­ко ми­нут Зель­да вер­ну­лась. Ее ко­ле­ни бы­ли ок­ро­ва­в­ле­ны, а она са­ма -- так же хлад­но­кров­но спо­кой­на. То­г­да Скотт впер­вые ис­пу­гал­ся, до сих пор он счи­тал ее вы­ход­ки все­го лишь эк­с­т­ра­ва­гант­но­стью а-ля Фиц­д­же­ральд.

Продолжение ЗДЕСЬ, подпишись на наш канал и читай:

"Цветы зла". Почему их влекло к «плохому»: Франсуаза Саган, Скотт Фитцджеральд, Дженис Джоплин, Иоанна Хмелевская
Тайные знания Лилит31 января 2020

На­та­лья Вой­чен­ко (с) "Лилит"