Думаю, дорогие читатели, имя этого выдающего советского живописца вам знакомо. А если кто-то еще не видел его работ, посвященных Руси, напомню статью о герани. Помните тот натюрморт в пейзаже, где чудесное окно с белыми резными наличниками на фасаде выкрашенного в яркий голубой цвет дома? Да-да, то самое, от которого сложно было оторвать взгляд. Многие тогда выбирали именно этот натюрморт, и я решила показать вам и другие работы Б.Ф. Домашникова (1924–2003).
Борис Фёдорович Домашников родился в апреле 1924 года в деревне Кригоузово Лухского района Ивановской области, в большой крестьянской семье (был пятым ребёнком). В 1935 году семья перебралась в Уфу. Долгое время ютились в землянке. Родители будущего художника трудились на Уфимском моторостроительном заводе. Во время Великой Отечественной войны Борис Домашников работал в художественной мастерской горкомхоза – на фронт его не взяли. Сразу после окончания войны Борис Фёдорович поступил в Уфимское театрально-художественное училище. После окончания училища художник много лет преподавал рисование и черчение в средней школе, трудился художником-декоратором в Уфимском кукольном театре. Первая выставка Б.Ф. Домашникова прошла в Уфе в 1953 году. Потом были выставки в Москве и Ленинграде, а через двадцать лет – во Франции, Нидерландах, Великобритании и Японии.
Всматриваюсь в его работы и удивляюсь: как он сумел в советское время так открыто исповедовать веру? Так открыто воспевать Русь Православную, притаившуюся и сумевшую сохраниться в государстве, которое отрицало существование Бога? Показать чистоту веры. Ведь об этом все его пейзажи с храмами, стены которых точно такого же цвета, как и огромное небо над ними? Нет, лучше так: Небо. Да и есть ли вообще эти стены? Или все написанные Б.Ф. Домашниковым храмы – это и есть Небо, коснувшееся земли? К сожалению, удалось найти названия и даты написания только пяти работ. Они созданы в период 1956-1974 гг.
И белоствольные березы вдруг оказываются подобны по цвету храмам. И, как и храмы, сливаются с белым – то с небом, то со снегом, покрывшим землю. Тоненькие березки вдруг видятся связующим небо и землю звеном. Связующим в единое целое. И даже если в сюжете появляется современник, он не выглядит чужим и чуждым. Современник – такой же значимый элемент Руси, как и храмы, и березы. И земля не знает грязи. Она покрыта то травой, то цветами, то снегом. Даже грунтовая дорога выглядит празднично.
Пусть ваш день, дорогие читатели, будет без единого темного пятнышка. Вот такое у меня для вас сегодня пожелание.
Статью посвящаю всем Татьянам. С именинами, дорогие тезки!
А вот статья На окне огоньки герани: любимые цветы в живописи.
Было интересно? Ставьте палец вверх и подписывайтесь на мой канал! И заглядывайте сюда почаще. Здесь живет радость.