В «аквариуме» зала заседаний Свердловского облсуда — двое крупных мужчин. Один — Александр Красиев, известный в уголовных кругах как Тито, ведет себя показательно громко, возмущаясь присутствием представителей СМИ. Второй, Алексей Колбасов, кажется слегка отстраненным от происходящего.
Согласно фабуле обвинения, оглашенной гособвинителем Марией Щибрик, Красиева, осужденного в 2015 году за имущественные преступления в Сочи, в 2019-м этапировали в ИК-52 под Камышловым. Там «неустановленное лицо назначило Красиева так называемым «положенцем» ФКУ ИК-52, то есть лицом, занимающим высшее положение в преступной иерархии», — зачитала Щибрик. Как следует из документа, Красиев «поддерживал, распространял и сохранял преступные традиции и обычаи, криминальную субкультуру — «воровские идеи», сплачивал под этими идеями лиц криминальной направленности».
Этот эпизод и лег в основу обвинения по ст. 210.1 УК РФ «Занятие высшего положения в преступной иерархии».
Главная новость по теме
Воры вне закона. Что нам дали два года государственной борьбы против королей преступного мира
По версии следствия, в статусе «положенца» Александр Красиев создал в колонии ячейку запрещенного в РФ и признанного экстремистским движения АУЕ. По мнению стороны обвинения, «организация» выразилась в том, что «положенец» раздал статусы «смотрящих» в отрядах колонии. Так, «смотрящим» за отрядом № 2, в котором свой срок отбывали инвалиды, стал Алексей Колбасов. Таким образом, силовики обвинили пару авторитетных осужденных по ст. 282.2 Ук РФ — «Участие в деятельности организации, в отношении которой судом принято решение о запрете в связи с осуществлением экстремистской деятельности».
Кроме того, Красиев обвиняется в восьми, а Колбасов — одном преступлении по ст. 321 «Дезорганизация деятельности исправительного учреждения». Эти эпизоды посвящены расправам над осужденными либо сотрудничающими с администрацией колонии, либо нарушающими запреты, установленные «положенцем» Тито. Большинство претензий, ставших причинами расправ над противниками АУЕ, повторяют правила администрации колонии: не изготавливать алкогольные напитки, не иметь у себя сотовых телефонов и т. п. Со своей стороны, Красиев объяснял подобные требования тем, что пытался свести к минимуму число поводов для проведения администрацией обысков.
По данным 66.RU, суд над Красиевым и Колбасовым стал одним из серии дел, посвященных деятельности представителей криминальной субкультуры в свердловских колониях. В числе прочего силовиков интересует сбор так называемого «общака» — кассы «взаимопомощи» осужденных.
Так, Следственный комитет возбудил ряд уголовных дел против «смотрящих» и «положенцев», действовавших в различных исправительных учреждениях Свердловской области. Причем несколько обвиняемых уже получили приговоры.
По одной из версий, контроль над приверженцами уголовной идеологии в свердловских колониях находится в руках Эдуарда Сахнова, известного в криминальном мире как Сахно.
Главная новость по теме
На Урал прибыл лидер крупнейшего преступного сообщества России
Сахнов ранее считался приверженцем старой воровской идеологии. Он был одним из лидеров дальневосточной преступной группировки «Общак», контролировавшей около 15% территории России. Однако в ходе разгоревшейся криминальной войны в 2004 году правоохранители задержали лидеров ОПС, включая находящегося в тот момент в статусе вора в законе Сахно.
Приговоренный к 25-летнему сроку Сахнов успел побывать во многих российских пенитенциарных учреждениях. В 2018 году его этапировали в нижнетагильскую ИК-12, известную как Сан-Донато. Якобы находясь там, Сахно влиял на ситуацию в других свердловских колониях.
Собеседники 66.RU уточняют, что в рамках работы по делам о «смотрящих» и «положенцах» следователи собирают информацию о Сахно и других уральских авторитетах, например Соломе, считавшемся хранителем свердловского общака.
Удивительно, но Колбасов и Тито после оглашения обвинительного заключения признали свою вину, что происходит довольно редко с людьми подобного уголовного статуса. Это признание может говорить о желании смягчить себе будущее наказание. А значит, далее последуют выступления обвиняемых в суде с дачей показаний. Подобные признания могут повлиять на судьбу многих представителей уголовного мира.
К примеру, в ходе прошедшего первого заседания выступавшие неоднократно упоминали некоего «вора в законе», так и не установленного следствием. Ведь исключительно только «законник» мог назначить Красиева «положенцем» в колонии. Имя своего «начальника» Тито пока не назвал, заявив, что выступит с речью на последующих заседаниях.
При этом адвокат Колбасова Ольга Чантурия, подтверждая существование в ИК-52 иерархии среди осужденных, подвергает сомнению ее связь с «воровской идеей».
Ольга Чантурия, адвокат Колбасова:
— После шести часов заключенные предоставлены сами себе. Как там обойтись без иерархии?
Дела еще четверых «смотрящих» за отрядами ИК-54 следователи выделили в отдельные производства. Судебные процессы над ними уже прошли. Все они получили обвинительные приговоры.