Статья будет интересна тем, кто хочет узнать, могут ли россияне в будущем рассчитывать на компенсацию украденных мошенниками денег от банков.
Владимир Путин поручил правительству и ЦБ РФ подумать о создании механизма выплаты банками компенсаций клиентам, деньги которых были похищены мошенниками. Об этом сообщил телеграм-канал Bankiros.ru 13 января. На разработку данного нововведения выделили срок до 1 июля 2023 года.
Bankiros.ru вместе с экспертами разобрался, может ли такая инициатива быть реализована и как будет работать механизм возврата денег клиентам банка.
Может ли такая инициатива быть реализована?
Подобная инициатива уже предлагалась Банком России ранее с учетом ограничения срока возврата денежных средств до 30 дней, отмечает к.э.н., банковский аудитор Департамента аудита финансовых институтов Ольга Разина. Вместе с тем, существуют определенные нюансы.
Правила практически всех платежных систем предоставляют клиенту возможность обратиться в банк в случае незаконного списания (списания средств без участия клиента) денежных средств с банковской карты. В случае списания денежных средств при добровольной передаче данных карты третьему лицу действуют нормы договора банковского счета, согласно которым передача данных карты и счета третьему лицу запрещена. Поэтому в случае нарушения этого условия со стороны держателя банк снимает с себя ответственность за возврат денежных средств, поясняет спикер.
«Исходя из своего профессионального опыта в области банковского аудита могу отметить, что данная инициатива может быть реализована на практике. Однако это приведет к увеличению издержек со стороны банков, иными словами, вырастет стоимость комиссии за осуществление переводов по банковским картам», - предупреждает эксперт.
В банковом секторе за рубежом есть примеры, где кража средств с кредитной карты полностью компенсируется банком, а мошенниками занимается уже его служба безопасности, рассказывает технический директор Swordfish Security, эксперт в области кибербезопасности Антон Башарин. Это показывает, что данный механизм возможно внедрить и в практику российских кредитных организаций.
«То есть реализовать все возможно, причем для этого даже не придется как-то серьезно менять законодательство. Достаточно будет внести правки во внутренние документы и регламенты», - уверен эксперт.
Однако при реализации данной инициативы важно понимать, по каким критериям будут оцениваться случаи мошенничества, всегда ли будут производить компенсацию и т.д. До настоящего времени, несмотря на большое количество обращений клиентов банков, возвратов украденных средств было ничтожно мало не более 5-10% от общего числа хищений, обращает внимание собеседник Bankiros.ru.
В случаях, связанных с социальной инженерией, отказ кредитных организаций осуществлять компенсацию выглядит вполне логичным, считает спикер. Часто пользователи сами переводят деньги, сами сообщают преступникам секретные данные, несмотря на многочисленные предупреждения банков, регулятора, СМИ. Если и в таких случаях клиенты будут получать компенсацию, это создаст серьезную нагрузку на финансовые организации, которую они должны будут каким-то образом нивелировать (за счет клиентов, выплат от государства, специальных фондов).
Какие недостатки и преимущества у данной идеи?
В качестве основного недостатка Разина отмечает отсутствие адаптированного банковского законодательства к применению данной инициативы. На сегодняшний день реализуется следующий алгоритм действий пострадавшего лица в случае добровольной передачи информации о карте третьему лицу:
- обращение в правоохранительные органы с целью возбуждения уголовного дела;
- обращение в судебные органы. Поскольку держателем карты были нарушены условия договора банковского счета о передаче данных третьим лицам, только судебные органы вправе признать его жертвой мошеннических действий.
В качестве преимущества данного предложения эксперт выделяет...читайте далее.
Чтобы быть в курсе последних новостей, подписывайтесь на телеграм-канал Bankiros.ru.