Павел Сергеевич лежал дома. Был он уже дед, старик, прошла жизнь, пролетела так быстро, что и моргнуть не успел.
А сейчас ему 79 лет и он умирает. Он это знал, последнее время и сны у него странные, то блуждает он в каких-то незнакомых городах, пытаясь найти дорогу домой или купается в грязном озере, а еще храм снился, разрушенный.
Жена хлопочет вокруг него, старается, поддерживает, жалеет. Спрашивает у мужа:
- Паша, ты главное не бойся, все мы туда уйдем, кто-то раньше, а кто-то позже.
- А я и не боюсь, отвечает Павел Сергеевич,- я с Богом всю жизнь в сердце жил, с Богом и этот мир покину. Не переживай, Аллочка. Молись за меня, это самое главное.
Действительно, так и было. Молодым он работал водителем у главы районной администрации. Пока не перекреститься, Павел из дому не выходил, да и родители его были верующие. Без молитвы за стол не садились. И его, маленького Павлика, почти каждые выходные в Церковь брали.
Многие их осуждали, называли сумасшедшими. Потому что покупали только необходимое и не гонялись за модными телевизорами, сапогами и джинсами. Потому что было в его родителях чистота сердца и ясность ума, которые были заметны в их глазах, в их взгляде. Вера, точно, в их глазах была видна вера.
Дома было уютно, отец рукастый, много что сам делал, даже мебель. Пятеро детей, заботливая мама. На ночь он помнит как она детям читала евангельские истории и они их слушали, затаив дыхание. А Пасха, когда пекла она куличи и запах сладкого ванильного теста разносился по дому! И ночная, служба, таинственная, Христос Воскресе! И они маленькие радостно кричат «Во истину воскресе!» И как сильно им хотелось спать от теплоты свечей и ладана, но ждали разговления.
Так вот, водитель имел свою каморку, и даже там у Павла Сергеевича стояли иконки, за что ему делал выговор его начальник. Но молодой Павлик стоял на своем и придерживался принципа, что веру в Христа скрывать он никогда не будет.
Когда мимо храма проезжали, он всегда крестился, или когда гулял по городу, мимо храма идет, перекреститься. Некоторые прохожие смотрели удивленно, молодой современный парень, а ведёт себя странно. Некоторые показывали на него пальцем и смеялись, но он просто делал то, что считал правильным. Разве можно своей веры стесняться?
Да и жену ему сам Господь послал, он в этом уверен. Первый раз увидел ее на свадьбе своего друга. А потом случайно увидел ее второй раз, в своем храме, и понял, что это его судьба. Вот и прожили всю жизнь вместе, а как поженились, так ровно через девять месяцев Алла подарила ему сына. Не чудо ли? А венчание! Они совсем молодые, но дают обещание быть вместе и в печали и в радости.
Так и получилось. Все печали проживали с верой. И тогда, когда сынок второй, Илюша умер в возрасте пяти лет. Горевали конечно, но знали, что он теперь с Богом. Вот теперь его в ту могилку Илюшину и похоронят.
Жену он любил, оберегал, и не понимал, зачем другие женятся, а потом изменяют. Жена это же самый любимый и верный друг на всю жизнь, а друзей ведь не предают.
А как бы он мечтал умереть? Он часто думал об этом и в один день, когда он стоял в храме на литургии, ему пришла мысль: что хотел бы в храме и умереть, так было бы легче. В храме витает дух Божий и реальность отдаляется.
Что просят у Бога в молитве? Просят кончины мирной и безболезненной. И да лучше раз и все, и Алле так будет легче, чем с ним больным возиться.
Воспоминания прервал голос жены:
- Паша, давай покушай, я бульон сварила.
Алла шакала тапочками,она шла с кухни к нему в комнату.
- Давай помоги мне, я встану и на кухне поем.
- Ты уверен?
- Да, и помыться мне надо, чтобы тебе хлопот потом меньше было.
- Ну что, ты, Пашенька, помнишь, сколько ты за мной ухаживал, когда я ногу то сломала? Но ты сегодня какой-то странный, все сам хочешь делать.
Алла помогла мужу подняться и они с трудом, но дошли до кухни.
Налив бульон по тарелкам, Алла сказала:
- Знаешь, Павлик, самое страшное это одиночество.
- Не страшно оно, Бог рядом. И это.. Знаешь, что я хочу тебе сказать..
- Что?
- Что я всю жизнь тебя любил и сейчас люблю.
. Алла погладила мужа по руке, а у того слезы на глазах выступили.
- Ну что ты, не плачь, мы же вместе.
- Знаешь, сны мне снятся, странные.
- Павлик, снам верить особо нельзя, от кого они сны то твои?
- Я знаю от кого, предупреждение это, что пора мне собираться. Давай, пошли в душ, помоги встать, мне помыться надо.
Алла довела его и сама намылила и вытерла, поменяла постельное белье.
Павел Сергеевич прилег, а она ушла, закрыв дверь.
Через пару часов Алла услышала странный звук из его комнаты, заглянула, а у мужа пена изо рта идет. Заволновалась, руки затряслись, кое как смогла вызвать скорую. Павлик хрипел, она взяла молитвослов и стала читать молитву на исход души. Как дочитала, посмотрела, Павлик уже не дышит.
В морг она его не отправила, оставила дома, читала Псалтырь.
Отпевали Павла Сергеевича в храме, куда они всю жизнь ходили. Батюшка после отпевания сказал о нем несколько слов:
- Я знал Павла Сергеевича не один десяток лет. И иногда поражался его вере. Бывало, что я священник и то в какие-то моменты терялся, а он мне часто помогал советом. Еще когда он молодым человеком был, и я только начал здесь служить, то предлагал ему поступить в семинарию. Но он кротко ответил - Что вы, батюшка, я не достоин, я просто раб Божий.
Его скромность и твердая вера, была такой, что любой батюшка позавидует. Многие из вас, прихожане, знали Павла Сергеевича. Так вот вам и ответ на вопрос, который мне часто задают, можно ли мол спастись в миру?
Что монахи только спастись могут, у них нет детей, семей, мыслей как обеспечить всех близких, у них мол только молитва, а в на в миру некогда молиться. Вот вам и ответ: кто-то спасется в миру, а кто-то в монастыре.
Главное это быть с Христом и соблюдать заповеди. И не важно кто ты - монах или мирской человек, вспомним одну из заповедей блаженства «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят».
Павел Сергеевич помогал и в алтаре, и в детский дом ездил, когда мы вещи туда собирали. А как мы с ним приют строили и часовню в одном селе! Вот вам пример истинной веры. Дай Бог нам всем быть с чистым сердцем. Аминь! Будем молиться и поминать Павла Сергеевича.
Старенький батюшка повернулся лицом к алтарю и тихим скрипучим голосом произнес:
Яко Ты еси воскресение и живот, и покой усопшаго раба Твоего Павла, Христе Боже наш, и Тебе славу возсылаем, со безначальным Твоим Отцем, и пресвятым и благим и животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков.
Аминь.
Читайте другие интересные рассказы: