Найти в Дзене

Как писать новый комментарий на ЕГЭ по русскому

В 2022 году ЕГЭ по русскому не остался без изменений. Разбираемся, как писать комментарий по новым правилам: какие слова нельзя использовать, какая у него структура и сколько баллов теперь можно за него получить. Мифы о написании комментария Интернет пестрит «идеальными» клише для комментария, за который поставят не больше 2 баллов. Развеем основные мифы вокруг нового комментария. Миф 1. Нужно писать про актуальность Многие выпускники, оформляя комментарий, используют клише про актуальность и злободневность проблемы. Те самые примеры из Интернета: На самом деле это не комментарий: эксперт увидит здесь только общие фразы. Никогда не пишите в сочинении по русскому языку про актуальность проблемы. Все проблемы, поставленные на ЕГЭ актуальны. Значит, проблему любого текста можно назвать злободневной. Поэтому подобные фразы не несут в себе никакой ценности. Миф 2. Можно списать комментарий из задания про средства выразительности Пример такого комментария:  «Автор использует метафоры и эпите
Оглавление

В 2022 году ЕГЭ по русскому не остался без изменений. Разбираемся, как писать комментарий по новым правилам: какие слова нельзя использовать, какая у него структура и сколько баллов теперь можно за него получить.

Мифы о написании комментария

Интернет пестрит «идеальными» клише для комментария, за который поставят не больше 2 баллов. Развеем основные мифы вокруг нового комментария.

Миф 1. Нужно писать про актуальность

Многие выпускники, оформляя комментарий, используют клише про актуальность и злободневность проблемы. Те самые примеры из Интернета:

  • «Актуальность этого вопроса не подлежит сомнению»,
  • «Автор затрагивает злободневную проблему, которая никого не может оставить равнодушной. Она в большей или меньшей степени касается каждого из нас»,
  • «Данная проблема затрагивает глубинные струны души читателя»,
  • «Действительно, проблема очень серьезная. Этот вопрос довольно часто поднимается в сферах общественной жизни»

На самом деле это не комментарий: эксперт увидит здесь только общие фразы. Никогда не пишите в сочинении по русскому языку про актуальность проблемы. Все проблемы, поставленные на ЕГЭ актуальны. Значит, проблему любого текста можно назвать злободневной. Поэтому подобные фразы не несут в себе никакой ценности.

Миф 2. Можно списать комментарий из задания про средства выразительности

Пример такого комментария: 

«Автор использует метафоры и эпитеты во втором абзаце, чтобы передать всю глубину чувств, которые главный герой испытывает к своей малой родине». 

Если в комментарии начать анализировать эпитеты, метафоры и другие средства выразительности, то потеряете баллы. А если решите переписать текст рецензии — это гарантированный ноль. Рецензии лежат перед глазами у проверяющих.

Миф 3. В комментарии нельзя писать номера предложений

В комментарии можно и даже нужно писать номера предложений, чтобы проверяющий увидел четкие отсылки к тексту. Примеры можно оформить как: 

  • цитаты из предложений — Автор говорит: «…».
  • косвенную речь — Автор говорит, что…
  • номера предложений — Автор говорит о… (предложение 31).

Как нужно писать комментарий?

За комментарий в 2023-м ставят 5 баллов. В прошлом году было 6 баллов. Чтобы получить максимум, комментарий должен содержать эти компоненты:

  • пример из текста, важный для понимания проблемы: конкретное предложение, цитата;
  • анализ примера: что автор хотел этим сказать, на какие мысли наталкивает, к чему призывает;
  • второй пример из текста;
  • анализ второго примера;
  • смысловая связь между примерами и ее анализ — например, они противопоставлены: первый дополняет второй или второй — вывод из первого. 

Нельзя провести анализ связи, забыв ее указать, а вот написать связь без анализа можно — тогда вы потеряете балл.

Комментарий должен быть объемным и подробным. Допустим, небольшой пересказ, особенно если вы пишете сочинение по художественному тексту, но не увлекайтесь. Каждый пример должен быть раскрыт и проанализирован.

Какие клише использовать?

Фразы для обозначения проблемы и отношения к ней автора:

  • «Автор заставляет нас задуматься…»
  • «Автор сравнивает/сопоставляет/анализирует…»
  • «В тексте противопоставлены…»
  • «Автор приводит пример / делает акцент на…»

По сути, вы анализируете, что делает автор, чтобы донести до читателя суть проблемы, заставить прочувствовать ее важность.

Для анализа примеров подойдут такие клише:

  • «Тем самым автор хочет донести до читателей…»
  • «Таким образом, писатель призывает нас…»
  • «Это показывает, как важно…»
  • «Этот пример дает нам понять…»

Анализ смысловой связи можно оформить так:

  • «Анализируя смысловую связь между двумя примерами, мы видим, что автор противопоставляет их, чтобы показать…». 

Пример от стобалльницы

-2

А вот скриншот из работы ЕГЭ-2022 от нашей ученицы, которая получила 100 баллов. Его структуру можно взять за основу!

Других секретов в написании нового комментария нет. Остальное — дело практики.

Хочешь лучше подготовиться к ЕГЭ? Подписывайся и записывайся! На двухнедельный тест-драйв нашей онлайн-платформы! Идеально, чтобы понять, подходит ли наше обучение вам. 

+7 (3822) 99‒56‒54

https://maximumtest.ru/garantiya-kachestva