Найти тему
Дом, где живут книги

О фантастике Стругацких 🛸🤖

Борис и Аркадий Стругацкие – советские писатели, сценаристы и бесспорные классики современной научной и социальной фантастики. Они – одни из самых известных фантастов в мире, оказавшие значимое влияние на развитие этого жанра. Общий тираж произведений – свыше 40 миллионов (!) экземпляров, более 620 изданий на 42 языках в более чем 33 странах мира (у нас голова от этих цифр кругом 😵‍💫).

Старший из братьев – Аркадий – жил и работал в Москве, младший – Борис – в Санкт-Петербурге, но несмотря на это они вместе создали около 30 повестей и романов, больше 20 рассказов. Расцвет писательского творчества пришелся на 1960-1980 гг. и именно в творческом тандеме.

Как у братьев получалось так продуктивно работать 🧐? Писать в целом тяжкий труд, а уж на двоих, еще и на расстоянии. Нам даже представить сложно… А Стругацкие придумали. Значительная часть работы проходила в телефонных обсуждениях и на «нейтральной территории» в Комарово* [*поселок в Ленинградской области]. Как повернется сюжет в случае противоположностей мнений братья решали, кинув жребий. Победитель и задавал дальнейшую линию развития истории. Они разделяли и «сферы влияния». Аркадий – лингвист (японист) – добавлял в произведения колорита страны самураев: их обряды, ритуалы, термины, оружие появились на страницах благодаря ему. Борис – астроном, большую часть жизни проработавший в Пулковской обсерватории, вносил научность, подкрепляя повествование знаниями из математики 🔢 и астрофизики 🔭.

Братья Стругацкие – Аркадий Натанович (28.08.1925-12.10.1991) и Борис Натанович (15.04.1933-19.11.2012).
Братья Стругацкие – Аркадий Натанович (28.08.1925-12.10.1991) и Борис Натанович (15.04.1933-19.11.2012).

Особенность творчества братьев в том, что они насыщали фантастику социальным контекстом, в отличие от зарубежных коллег. В их выдуманных мирах всегда человек оставался в центре притяжения. Но тем не менее аналоги некоторых явлений, придуманных литераторами, можно встретить в реальной жизни. Не кажется ли Вам, что «Большой Всемирный Информаторий» очень уж похож на интернет-паутину и/или Википедию?

Больше всего предвидений сбылось из романа «Хищные вещи века» 1965 г.: в нем описаны вполне узнаваемые спортсмены-экстремалы, rave party, сильнодействующие наркотические вещества. Есть предсказания появления «детей-индиго» («Гадкие лебеди», 1967 г.), агрессивных экологических сообществ и антиглобалистов («Отягощенные злом, или Сорок лет спустя», 1988 г.). В 2008 г. была открыта бактерия 🦠, питающаяся энергией распада радиоактивного урана, так вот можно сказать, что о ней написано в романе «Страна багровых туч» (1959 г.): «…Я думаю... я уверен... Это бактерии. Колонии бактерий. Но не наших бактерий. Другая жизнь... небелковая жизнь. Живут за счет излучений. Поглощают радиоактивные излучения и живут за счет их энергии...».

Мы расскажем несколько фактов о произведениях фантастов, которые произвели на нас неизгладимое впечатление и которые, на наш взгляд, однозначно достойны внимания книголюбов.

«Никакое государство не может развиваться без науки – его уничтожат соседи. Без искусств и общей культуры государство теряет способность к самокритике, принимается поощрять ошибочные тенденции, начинает ежесекундно порождать лицемеров и подонков, развивает в гражданах потребительство и самонадеянность и в конце концов опять-таки становится жертвой более благоразумных соседей».
«Никакое государство не может развиваться без науки – его уничтожат соседи. Без искусств и общей культуры государство теряет способность к самокритике, принимается поощрять ошибочные тенденции, начинает ежесекундно порождать лицемеров и подонков, развивает в гражданах потребительство и самонадеянность и в конце концов опять-таки становится жертвой более благоразумных соседей».

В 1964 г. после выхода книги «Трудно быть богом» Стругацкие «проснулись знаменитыми». Ее и сегодня считают, наверное, самым прославленным и известным романом отечественной фантастики. Писать было решено в стиле А. Дюма-старшего, мушкетерского, рыцарского. Но изначальная задумка братьями была изменена после произошедшего разгрома выставки современного искусства в московском Манеже. Повествование стало более мрачным, философским, сумрачным. А название появилось из последней фразы рассказа, в последствии озаглавленного «Бедные злые люди».

«Странный это был отдел. Лозунг у них был такой: «Познание бесконечности требует бесконечного времени». С этим я не спорил, но они делали из этого неожиданный вывод: «А потому работай не работай – все едино». И в интересах неувеличения энтропии Вселенной они не работали».
«Странный это был отдел. Лозунг у них был такой: «Познание бесконечности требует бесконечного времени». С этим я не спорил, но они делали из этого неожиданный вывод: «А потому работай не работай – все едино». И в интересах неувеличения энтропии Вселенной они не работали».

Книга «Понедельник начинается в субботу» (1965 г.) сделала их кумирами научных сотрудников и студентов. Такое нелепое название стало результатом розыгрыша знакомой Бориса, заявившей ему о поступлении в продажу «новинки» под таким заголовком от… Э. Хемингуэя. Убедившись в отсутствии подобного бестселлера, братья решили, что «имя» можно приберечь для себя. Прототипами нескольких героев повести стали реальные исследователи и научные работники – А. Михайлов (директор Пулковской обсерватории), Т. Лысенко (агроном, биолог, создатель псевдонаучного направления мичуринской агробиологии), И. Ефремов (палеонтолог, философ-космист и писатель-фантаст), А. Казанцев (писатель-фантаст).

«– Ну ладно, – сказал я. – Квазимышцы, псевдосвязки… Вы же не мальчик, Симонэ, вы должны понимать: если пользоваться арсеналом мистики и фантастики, можно объяснить любое преступление, и всегда это будет очень логично. Но разумные люди в такую логику не верят».
«– Ну ладно, – сказал я. – Квазимышцы, псевдосвязки… Вы же не мальчик, Симонэ, вы должны понимать: если пользоваться арсеналом мистики и фантастики, можно объяснить любое преступление, и всегда это будет очень логично. Но разумные люди в такую логику не верят».

Повесть «Отель «У погибшего альпиниста» (1970 г.) – самое нетипичное произведение Стругацких, оно было попыткой литераторов «…написать детектив нового типа». Сами братья признали повесть провалом, даже халтурой – «…эксперимент не удался». Но несмотря на столь суровую авторскую критику книга получилась захватывающей: фантастические элементы сюжета – ключ к разгадке таинственного события, произошедшего в отеле. «Необычность» повествования состоит в том, что в разных изданиях есть отличия (спойлерить не будем, уверены пытливый читатель найдет сам). Это связано с советской цензурой, которой не избежали произведения фантастов.

«С Зоной ведь так: с хабаром вернулся – чудо, живой вернулся – удача, патрульная пуля – везенье, а все остальное – судьба…».
«С Зоной ведь так: с хабаром вернулся – чудо, живой вернулся – удача, патрульная пуля – везенье, а все остальное – судьба…».

Повесть «Пикник на обочине» (1972 г.) была придумана между делом, в процессе работы над книгой «Град обреченный». Братья перебрали несколько вариантов в поиске термина для собирателей артефактов, брошенных пришельцами, – их именовали «старателями» и «трапперами», но позже Стругацкие взяли транскрипцию прозвища персонажа Р. Киплинга «Stalky & Co» (пронырливого сорванца Сталки). «Пикник…» принес Стругацким почетное членство «Общества Марка Твена» (США, 1978 г.), премию Жюль Верна в номинации «За лучшую книгу года» скандинавского конгресса фантастической литературы (1979 г.) и награду «За лучшую иностранную книгу» на VI французском фестивале фантастики (1981 г.).

Знаете, мы вот подумали и решили сделать февраль – месяцем «мужских» авторов, книг и жанров. Хотим представить свой сугубо личный взгляд – не судите строго (и абсолютно точно, милые девочки, девушки и женщины, обозначенные нами как «мужские» книги и Вам #читать_не_вредно!).

Стругацкие как раз для нас «мужские» авторы. И не столько, потому что писали в жанре научной фантастики, а потому, что главными героями их произведений выступают мужчины (да и большинством действующих лиц тоже). Женщины даны поверхностно, скорее общими мазками. Сами братья отмечали, что страх писать о представительницах прекрасного пола был связан с тем, что они [авторы] слабо понимали «женскую природу».

Нравятся наши публикации?

Оставайтесь с нами! Ставьте лайк и подписывайтесь на «Дом, где живут книги»