Найти тему
Дом, где живут книги

Следствие ведут или Наука раскрытия преступлений

Криминалистика (кстати, от латинского слова «crimen – преступление») как наука зародилась в конце XIX века. Соответственно, эксперт в сфере анализа данных, гипотетически проливающих свет на особенности преступления и содействующих его раскрытию, как и большинство профессий позапрошлого века родилась как «мужская» (ну, а развивалась без привязки к полу).

В части современных детективов и триллеров криминалист уже не второстепенный персонаж, а главный герой. Детективы, безоговорочно, несомненно, особенный захватывающий жанр и один из видов криминальной прозы, что #читать_не_вредно. А для почитателей жанра (и не только) мы нашли образчик биографии, благодаря которому и реальный розыск, и литература жанра «True Crime» получили новые витки развития.

«Отцом» этой науки и практики называют Ганса Гросса, австро-венгерского судебного следователя, разработавшего систему рекомендаций по расследованию злодейств, которая в дальнейшем и составила научный базис ведения сыскной деятельности. А вот «матерью» современной криминалистики и судебно-медицинской экспертизы считается Френсис Глесснер Ли.

Френсис Глесснер Ли (1878-1962 гг.).
Френсис Глесснер Ли (1878-1962 гг.).

И мы хотим рассказать вам об этой женщине и книге о ней – «Убийство в кукольном доме. Как расследование необъяснимых смертей стало наукой криминалистикой», Брюс Голдфарб.

Это увлекательное и незаурядное жизнеописание необычной женщины «мужской» профессии. Богатая наследница, светская львица из влиятельной чикагской семьи, чье хобби стало бесценным инструментом обучения американских криминалистов и полицейских.

Ее жизнь была непримечательной, размеренной и строго подчиненной женской роли – кулинария, рисование, шитье, вышивание, вязание, оформление интерьера и другие виды рукоделия. Вот этим были наполнены дни, недели и годы Френсис Г. Ли.

Пока однажды в доме их семьи не появился приятель брата, студент-медик Гарварда Джордж Берджесс Маграт. Маграт полагал, что подавляющее большинство убийств и иных преступлений оставалось нераскрытыми из того, что с уликами обращались пренебрежительно, вскрытия не проводились, обстоятельствам смерти не придавалось должного значения.

Беседы Джорджа и Френсис разбудили в последней страсть к преступлениям. Она стала самостоятельно исследовать вопросы криминалистики, в запой изучать яды, травмы, повреждения, системы ведения дознания (вполне возможно, что и работа Г. Гросса вошла в круг ее чтения). Ну, а чисто женские занятия, предназначенные ей обществом и воспитанием матери и тетушки, были использованы в абсолютно неженской сфере науки и профессиональной практике. Благодаря усилиям Френсис Г. Ли в Гарварде были основаны первое отделение судебной медицины и обширная библиотека с редкими книгами на данную тему (1 000 экземпляров!).

«Передо мной были работы незаурядного мастера и медицинского эксперта, применившего свои таланты для создания чего-то, что больше, чем наука, и глубже, чем искусство. Экспонаты были практичными, познавательными, а их загадки полностью поддавались расшифровке, при этом интерпретация каждой сцены могла меняться в зависимости от той информации, которую несло вскрытие. Возможность изучать комнаты, заглядывая в них сверху, смотреть на кукол, а не на движущихся живых людей (или их уже неподвижные тела), позволяла натренировать взгляд и научиться подмечать детали».
«Передо мной были работы незаурядного мастера и медицинского эксперта, применившего свои таланты для создания чего-то, что больше, чем наука, и глубже, чем искусство. Экспонаты были практичными, познавательными, а их загадки полностью поддавались расшифровке, при этом интерпретация каждой сцены могла меняться в зависимости от той информации, которую несло вскрытие. Возможность изучать комнаты, заглядывая в них сверху, смотреть на кукол, а не на движущихся живых людей (или их уже неподвижные тела), позволяла натренировать взгляд и научиться подмечать детали».

Френсис Ли – создатель уникальной методики. «Этюды на тему необъяснимой смерти» – серия диорам размером с кукольный домик, детально и тщательно воссозданных мест реальных преступлений. Ее методика с 1945 года вошла в обиход обучения полицейских детективов и до сих пор применяется в образовательном процессе!

В книге Брюса Голдфарба увлекательно передана история становления и развития криминалистики, история самой Френсис Глесснер Ли и ее вклада в сыскное дело. Автор, высказываясь о своей работе, отмечал, что хотел поведать об этой женщине честно, беспристрастно, без домыслов и по фактам. Как раз так, как сама Френсис Г. Ли считала необходимым вести расследование.

В конце заметим, что Френсис Г. Ли стремилась в сценах идеально упорядоченного хаоса показать, что насилие и жестокость часто рождаются внутри дома, под занавесом быта, под которым никто не знает тебя.

Нравятся наши публикации?

Оставайтесь с нами! Ставьте лайк и подписывайтесь на «Дом, где живут книги»