В своих материалах ФИПИ предлагает различные стратегии и алгоритмы выполнения заданий ЕГЭ. Я решила собрать их рекомендации в цикл статей. Сегодня разберём общие вопросы и первое аудирование. Для этой статьи я использовала "Навигатор самостоятельной подготовки" и "Методические рекомендации обучающимся".
С чего начинать самоподготовку?
За 190 минут выполните экзаменационный вариант письменной части полностью: без перерывов, помощи друзей или интернета. Для этого можно использовать актуальную демоверсию ЕГЭ с сайта fipi.ru.
Проверьте себя по ключам и отметьте задания, которые показались вам сложными. Изучите критерии и дополнительные схемы оценивания email и эссе. Они находятся в конце демоверсии экзамена. Критически взгляните на свои письменные работы, если это не помогает - перешлите вашу работу учителю и попросите её оценить.
Далее ФИПИ предлагает использовать таблицы, где нужно отметить разными цветами легкие и сложные для вас задания и составить календарный план работ по подготовке к ЕГЭ.
Задания, которые Вы выполнили легко и правильно - зелёным фоном, задания, которые вызывали вопросы и некоторые затруднения, – жёлтым и задания, которые Вы выполнили неверно или не знали, как выполнять, – красным фоном.
Я буду далее размещать эти таблицы перед описанием каждого из разделов экзамена.
После самопроверки тестовой части, нужно выполнить устную часть, записав и прослушав свои ответы. Если сложно проверить самому - отправьте записи другу или учителю. Изучите умения, которые проверяются в устной части, и оцените свои возможности.
Как заполнять бланк ответов в ЕГЭ?
Далее ФИПИ пишет о необходимости научиться заполнять бланки ответов. Они советуют переносить ответы в бланк сразу после выполнения заданий, не откладывая на последние минуты. Задания тестовой части переносятся в бланк №1, а email и эссе в бланк №2.
Все бланки заполняются яркими черными чернилами. Бланк ответов №1 проверяет компьютер, важно цифры и буквы в ответах писать разборчиво, строго следуя образцу их написания, который даётся на бланке.
Категорически запрещается делать какие-либо пометы, знаки, рисунки на бланках ответов - это нарушение правил заполнения бланков и может привести к служебному расследованию. Также нельзя подписывать email своим полным именем и фамилией. Это не только ошибка в правилах оформления личного письма, но и может считаться дешифровкой экзаменационной работы.
Также стоит аккуратно и разборчиво писать письмо и эссе на бланке 2. Если ошиблись - можно зачеркнуть неправильное и сверху написать правильный вариант. Оставляйте достаточно места между предложениями, чтобы было где исправлять написанное после самопроверки. Деление текста на абзацы может быть оформлено по-разному:
Отступ от левого края («красная строка»), или дополнительный пробел (пустая строка) между абзацами с ровным левым краем, или одновременно и дополнительный пробел между строками, и отступ по левому краю.
Главное чтобы визуально можно было легко распознать, где проходит деление на абзацы.
Затем ФИПИ пишет о важности правильно рассчитать время и успеть написать или перенести с черновика ответы на письмо и эссе. Черновые пометки можно делать на листах с заданиями или на отдельных черновиках. Нужно помнить, что черновики не проверяются и не оцениваются.
Отдельно стоит научиться заносить в бланки ответы, которые состоят из нескольких слов: HASNOTDONE и HASBEENDOING. Слова заносятся в бланк без пробелов. Не рекомендуется давать в ответах краткие формы, при машинной проверке апостроф плохо опознаётся. В последние годы удалось организовать процесс проверки так, чтобы и ответы с пробелами засчитывались. Однако, может возникнуть проблема того, что не хватит клеток в ответе.
Если ошиблись в бланке ответов, то внизу есть специальное поле - «Замена ошибочных ответов», можно воспользоваться им.
Что важно знать об устной части?
Устная часть сдаётся на компьютере, задания идут по очереди, время подготовки и ответа строго лимитировано. Его нельзя увеличить. В аудитории будет находиться специалист для помощи в решении технических проблем.
В процессе подготовки к ответу нельзя делать никакие записи, устная часть проверяет умения спонтанной, неподготовленной речи. После ответа рекомендуют полностью прослушать аудиозапись своего ответа. Если ответ не был записан полностью или плохое качество записи - нужно сообщить организаторам. Будет дана возможность пересдать устную часть в резервный день.
Как делать раздел аудирование в ЕГЭ?
Выполнение заданий на аудирование – 30 минут.
Первое задание - базового уровня. Нужно сопоставить высказывания шести говорящих с утверждениями, данными в списке. В списке есть одно лишнее утверждение.
Не требуется полное понимание текстов, нужно опираться на несколько ключевых слов, которые находятся в рамках базового школьного словарного запаса. Не надо пугаться, если не поняли каких-то слов или предложений. Важно уловить общее содержание высказывания.
Важно научиться предвосхищать содержание высказывания на основе утверждений. Нужно установить общую тему, объединяющую все высказывания. Потом предположить какая особая сторона выделяется в каждом утверждении.
Например, в утверждениях 2, 3, 7 говорится о том, трудно или легко изучать немецкий язык, в утверждениях 1, 5 и 7 сообщается о том, почему люди учат немецкий язык.
После этого предположить, какие слова и словосочетания могут быть использованы в тексте. Не просто подобрать синонимы (difficult – hard – not easy), а перечислить все ассоциации, которые возникают при прочтении утверждения.
"Knowing German offers you more career opportunities" может вызвать такие ассоциации, как professions, success, money, high salary, advantages, career ladder, bright future и т.д.
Ещё важно выделять похожие между собой утверждения и устанавливать между ними различия. Например, 2 и 7 утверждения о том, легко или трудно изучать немецкий. 2-е имеет положительную окраску, а 7-е отрицательную.
Первоначально вы будете тратить больше времени на такое размышление, но постепенно в процессе тренировок, время анализа будет сокращаться.
На сегодня всё, продолжение следует... Stay tuned!
Продолжение статьи про стратегии аудирования от ФИПИ.
Пост-навигатор по всем главным статьям.