Комета-снаряд КС-1 это первая советская авиационная противокорабельная крылатая ракета. По индексу ГРАУ — 4К87, по классификации МО США и НАТО — AS-1 «Kennel».
Создание
8 сентября 1947 года советское правительство решило провести НИОКР по созданию противокорабельных самолётов-снарядов.
Носитель - Ту-4.
Создали Специальное бюро № 1. Директор - П.Н.Куксенко
Главный инженер - Серго Берия. Непосредственно по ракете работал М.И.Гуревич.
Проектирование поручили ОКБ-155 под руководством А. И. Микояна.
Как прототипы ракеты использовались истребители МиГ-9, МиГ-15 и МиГ-17. 3 ноября 1949 года ОКБ-155 представило эскиз в виде малой копии МиГ-15. Основное отличие от истребителя - большой угол стреловидности.
Ракета самонаводящаяся.
Первый полёт на пилотируемом прототипе ракеты осуществил лётчик-испытатель Ахмет-хан Султан.
В 1951 году на 71-м полигоне в Крыму начались беспилотные пуски. 21 ноября 1952 года провели последний испытательный пуск. Ракета так поразила мишень - крейсер «Красный Кавказ», что он разломался на две половинки и затонул. Хотя его гробить не планировали.
С 1954 года проводят испытания в комплексе с носителем Ту-16КС.
Позже сконструировали более совершенные типы ракеты - КСР-2 и КСР-11.
Модификации
С-2 «Сопка»
Советский подвижный береговой ракетный комплекс с противокорабельной крылатой ракетой «Комета» С-2 "Сопка" принят на вооружение в декабре 1958 года. В августе 1962 года в рамках операции «Анадырь» на Кубу доставили отдельный береговой ракетный полк Краснознамённого Черноморского флота ВМФ СССР (ЧФ). В него входили комплексы С-2. Он надежно защитил берега острова Свободы от американского флота. Также применялся в ходе четвёртой арабо-израильской войны.
«Комета — самолёт-снаряд» (КСС)
Ими предполагалось оснастить крейсера. Ракета аналогична береговому комплексу С-2 «Сопка».
Комплексом оснастили только экспериментальный крейсер «Адмирал Нахимов». Основная причина: негативное отношение Хрущёва Н. С. к крупным надводным кораблям.
ФКР-1 - фронтовая крылатая ракета
Это крылатая ракета наземного базирования, и предназначенная для нанесения ударов (в том числе ядерных) по наземным целям на расстоянии до 125 км. Во время Карибского кризиса на Кубу доставили два полка ФКР-1 с ядерным снаряжением. Именно они испугали американское командование. Кризис пошёл на спад.
Использование КС-1 Комета
В июне 1953 года на аэродроме «Гвардейское» сформировали специальную учебно-тренировочную часть для освоения ракеты.
Вначале в боевой эксплуатации два снаряда КС-1 подвешивались на бомбардировщик Ту-4К, оснащённый бортовой РЛС К-1М «Кобальт-M».
В 1955 году КС-1 Комета поступила на вооружение Северного флота.
Разработчиков не удовлетворял Ту-4. Они обратили внимание на реактивный бомбардировщик Ту-16. На его базе как самолёт-носитель создали Ту-16КС. Его выпускал Казанский завод № 22.
Во время Корейской войны, на заседании Политбюро ЦК КПСС рассматривался вопрос о применении КС-1 Комета по американским авианосным соединениям у берегов Кореи. Предложение отклонили из-за опасности перерастания локальной войны в мировую с непредсказуемыми последствиями.
Эксплуатацию КС-1 Комета прекратили к концу 1960-х годов, так как появились более совершенные противокорабельные ракеты.
Кроме СССР ракету использовали ВВС Египта и Индонезии.
Статьи канала "История и культура Евразии" за 2023 год