Это решение Маяковский огласил в 1921 году на собрании московской общественности в Политехническом музее.
"Маяковский чистит поэтов"
- значилось в афише.
Всех интересовал механизм. Маяковский объяснял, что "чистки" необходимы для оздоровления поэтической среды и предложил поучаствовать в мероприятии всем желающим. Народу набилось столько, что на ступеньках невозможно было поставить ногу, все «сидели» и толклись друг у друга на головах. Но было весело – зал гудел в предвкушении необычного зрелища.
«Чистка» происходила просто – Маяковский зачитывал произведения поэтов, высказывался и выносил вердикт – «запретить производителю сего писать стихи в течение трех лет» или предлагал добровольцам из публики выступить в его защиту.
На первую «чистку» приглашались поэты, которые должны были явиться добровольно. На первую "чистку" ждали тех, чьи фамилии начинались на А, Б, В, Г, Д, Е, Ж, З, И, К...
«Поэты, поэтессы и поэтессенки» строго предупреждались – не придете добровольно, «зачистим» заочно. Вам же хуже.
Это значило, что у авторов, чье творчество вызвало «вопросы», также была возможность выступить в защиту своего творчества. Маяковский вкладывал в это особый смысл, считая, что творческий человек, имея безусловный талант, мог увлечься узколичными переживаниями и забыть о том, что пишет для всех, а не только для себя. А раз так, то будь готов выслушать – что о тебе думают.
В заключительной части Маяковский сам становился объектом "чистки" и отстаивал свое право "писать стихи" на общих основаниях.
Итоговое решение выносилось всеобщим голосованием. Если голосов оказывалось недостаточно, поэт считался «реабилитированным».
На букву "А" - Ахматова.
- На "чистку" не явилась. Ну и ладно.
В качестве обвинения Маяковский привел отрывок из дореволюционного стихотворения Ахматовой:
«Думали, нищие мы нету у нас ничего.
А как стали одно за другим терять, -
Так что сделался каждый день
Поминальным днем…»
- Надо же, какая беда – «пришлось юбку на базаре продать и уже пишет, что стал «каждый день поминальным…»
В защиту поэтессы никто не высказался. Решение "о запрете писать три года" поддержало подавляющее большинство. Как оказалось, Ахматову особенно не жаловала молодежь, которая голосовала за "запрет" двумя поднятыми руками.
***
В 1940 году Ахматова посвятила Маяковскому стихотворение, в котором были такие строки:
«Все, чего касался ты, казалось,
Не таким, как было до сих пор.
То, что разрушал ты, разрушалось,
В каждом слове бился приговор…»
Шанс
Что интересно, в большинстве своем, поэты брошенный вызов принимали. Маяковский был в восторге от такой смелости. Более того, некоторые поэты, до того момента, прозябавшие в неведении, благодаря такому пиару, становились известными.
«Чистки» Маяковского помогали «затыкать фонтаны бездарности» и открывали вместо них «родники живительной поэзии», которая в то время питала людей энергией, помогала понять суть явлений, служила языком общения широких масс.
Вы мальчик или девочка?
С помощью «чисток» общество защищало себя от неискреннего и незрелого. Характерным примером такого «изъятия из оборота» были «слушания» по поводу творчества одного молодого поэта.
«…в светлых кудрях по плечи, с тонким женским голоском так смутил публику, что из зала спросили:
-Вы мальчик или девочка?
-Мальчик, - на полном серьезе ответил златокудрый поэт.
Ему единогласно запретили писать. Навсегда».
(из воспоминаний Эм. Миндлина. Необыкновенные собеседники. М, 1968).