Найти тему
215,5K подписчиков

Если «Платон» кому-то и друг, то точно не России. Отрасль автоперевозок под угрозой. Будут ли отменять данную систему

19K прочитали

С 1 февраля 2023-го поборы в системе «Платон» вырастут ещё на 12%, что значительно больше, чем это случилось годом ранее. Себестоимость автоперевозок станет ещё выше, а денег у предприятий, которые уже и так в значительной части дышат на ладан, меньше. Но чиновников всё это не волнует, экономический рост России — это не их заботы.

Начиная со второго месяца текущего года один километр любой федеральной трассы обойдётся на 30 копеек дороже, тариф увеличится с текущих 2,54 рубля до 2,84 рубля, то есть без малого на 12%. В прошлый раз аппетиты владельцев системы были поскромнее, тогда всё подорожало только на 8,55%.

Кстати, были перспективы и куда большего роста, изначально планировалось, что тариф должен увеличиться на 44 копейки за километр, то есть на 17,3%. Но, судя по всему, власти просто испугались «роста социальной напряжённости», ситуация в российском обществе и так не сахар.

С 1 февраля 2023-го поборы в системе «Платон» вырастут ещё на 12%, что значительно больше, чем это случилось годом ранее.
  • «Платон» — один из мощнейших раздражителей общественного мнения в РФ, всем известно, что данная система к государству имеет весьма опосредованное отношение. Имеется концессионное соглашение от 2014 года между Росавтодором и конторой под названием ООО «РТ-Инвест транспортные системы». Соглашение секретное — типа «коммерческая тайна».
  • «РТ-Инвест транспортные системы» на 50% принадлежит «РТ-Инвест», на 23,5% - Игорю Ротенбергу, на 19% - Андрею Шипелову, ещё 7,5% - собственность Антона Замкова.
  • Кто такой Игорь Ротенберг, всем известно — сын миллиардера Аркадия Ротенберга. Андрей Шипелов — тоже известная личность, «мусорный король» России, с его именем связывают программу строительства мусоросжигательных заводов.

Всё это отнюдь не новость, и народу данная информация прекрасно известна. Де юре деньги, якобы, собираются в пользу государства, но никто, естественно, в это не верит.

  • «Если мы говорим про логистическую отрасль, то все удорожания, как обычно, ложатся на конечного потребителя. Надо понимать, что данный бизнес достаточно низкомаржинальный.
  • На внутреннем рынке, при перевозках по РФ, заработок минимальный, он идёт больше на объеме. В этой ситуации, как обычно, выиграют крупные автовладельцы, поскольку у них всегда есть подушка, некий зазор, где можно принимать решения в ту или иную сторону», — объясняет учредитель транспортно-логистической компании VIG Trans Игорь Ребельский.

Малые перевозчики, прежде всего, «частники», действительно уходят с рынка. Так как этот вид деятельности больше не приносит дохода.

  • «Ещё осенью 2022 года я продал свой Renault Magnum 440 — всё, откатался. Продал, как только узнал на сколько вырастет тариф „Платона“. Уже и так работал почти „в ноль“, а ещё большее увеличение себестоимости просто не потянул бы.
  • Посчитал, что сборы в себестоимости каждого километра дойдут до 18%, и принял решение. И так расходники и запчасти подорожали в разы, концы с концами с трудом сводил.
  • А тут ещё и это… Устроился водителем в госструктуру, платят, конечно, мало, но иных вариантов нет. Хорошо, родственники помогли, нашему брату сейчас непросто работу найти», — объясняет бывший водитель-дальнобойщик Алексей.

Ситуация в отрасли тревожная. Согласно декабрьскому опросу «Биржи автомобильных грузоперевозок ATI. SU», более 56% перевозчиков говорят, что находятся на грани выживания. Это те, кто остался на плаву после всех событий 2022 года. А многих уже и нет. По ряду направлений и видов перевозок падение — в разы.

  • «Контейнерооборот порта Санкт-Петербург упал где-то на 85%. Не вижу ни одной причины для достижения в ближайшее время тех цифр контейнерооборота, какие были в 2021 году. И это не вопрос того, заработают новые линии или нет.
  • Это вопрос адекватного восприятия происходящего. В моём понимании наступила некая новая реальность, в которой порт Санкт-Петербург не может занимать такое же место, какое занимал в старой. Конечно, что-то восстановится, но в прошлое мы не вернёмся.
  • Не будет больше обмена грузами в таких объёмах, как было между Россией и Европой. Функция «окна в Европу» завершена. Городу надо менять одну из вековых парадигм своего развития. А уж если и говорить о сохранении функции «окна» в какой-то степени, то это должно быть «окно» в Латинскую Америку и Западную Африку", — объясняет директор аналитического агентства «Дорн» Андрей Карпов.

Как несложно догадаться, подобные явления прямо бьют по автоперевозчикам. Да, где-то грузопоток и вырос, но в целом всё в минусе.

Согласно данным Федеральной таможенной службы (ФТС), в целом импорт в физическом выражении упал на 16%, но это «средняя температура по больнице». По ряду ключевых направлений снижение поставок составило 20−25% и более того.

«Заморозить» тарифы «Платона» и платных дорог — подобные предложения звучали уже неоднократно. Однако власти делают вид, что ничего не слышат. А уж про полную отмену грабительских сборов сией странной, мягко говоря, структуры даже и речи нет.

  • «В соответствии со ст. 179.4 Бюджетного кодекса плата за проезд по дорогам общего пользования относится к неналоговым доходам федерального бюджета, включаемым в объем бюджетных ассигнований в Федеральный дорожный фонд.
  • Собранные средства использует в качестве дополнительного источника финансирования ремонта и содержания автомобильных дорог, в том числе для строительства, реконструкции и ремонта искусственных дорожных сооружений.
  • Отмена оплаты проезда приведет к выпадению около 40 млрд. рублей в год из доходов Федерального дорожного фонда, что не получится компенсировать за счет других источников.
  • Данные изменения приведут к сокращению объемов дорожных работ. Следовательно, и к возникновению рисков сокращения рабочих мест на предприятиях дорожной отрасли, производствах строительных материалов и машиностроения, то есть к уменьшению сектора экономики со значительным мультипликативным эффектом", — говорится заявлении Минтранса от апреля 2022 года.

Правда, не очень понятно, если уж Бюджетный кодекс, то к чему тут частная структура?..

Да и эти мифические 40 млрд. рублей — не такие уж и большие деньги. Например, в 2022 году аж 15 млрд. рублей были выделены и «освоены» на производство так называемого контента, а именно компьютерных игр. Планы на 2023-й аналогичные, только суммы уже больше. И это — всего один пример того, где можно взять якобы недостающие дорожникам средства.

  • Означенные десятки миллиардов очень даже пригодятся перевозчикам, у которых основные проблемы ещё впереди. Нехватка запчастей к грузовикам постоянно нарастает, всю отрасль ждут ещё более тяжёлые времена.
  • Весной прошлого года, вскоре посла начала СВО, в Госдуму был внесён очень своевременный законопроект № 87463−8, предусматривающий отмену «Платона» как такового.

Как несложно догадаться, чиновники его заблокировали — документ даже не пошёл до стадии рассмотрения. Однако это вовсе не означает, что подобная бумага не появится снова. Дела в российской экономике хуже некуда, и растёт понимание того, что уже пора ограничивать аппетиты олигархов, которые совсем потеряли берега.

Материал подготовлен редакцией "Свободная Пресса"

Подпишитесь на наш канал, чтобы следить за актуальными новостями и мнением аналитиков