Первый альбом «Шоу улиц гетто», состоящий из 13-ти песен, выпущен 20-ти летним Янисом в 2013 году. Символика на каждому шагу (несчастливое значение, приписываемое ныне числу «13»)! И тем сильнее ее проявление, чем сильнее ее опровержение: альбом Яникса судьбоносное событие, но не роковое.
Название альбома - в своей основе контрастное или даже взаимоисключающее - говорит само за себя. Гетто – неблагополучный криминальный район, нравственная периферия города. Как известно, Yanix родился и рос в Красногорске, городе Московской области. Шоу – яркое представление, в какой-то мере бурлеск. Сталкиваются мрачное и искрящееся. Однако явное различие двух понятий очевидно только на первый взгляд, ведь весь шик улиц - настоящих - отчетливее проступает именно в «гетто», живущем по своим правилам, имеющем свою иерархию и свои «развлекательные программы», присущие шоу. Запомним эту тему, она будет скользящей. Шоу - праздник, альбом Яни - праздник. Это действительно новое звучание, которое было принято не сразу неподготовленной публикой. Но Яни был не один.
Артист признается, что талант в нем смог разглядеть T.A. Loc., являющийся основателем объединения T.A. (Тайные Агенты), в состав которой в разные годы входили Yanix и Yung Trappa. T.A. Loc – один из первых трэп-исполнителей России, успешно адаптировавший южное звучание. Yanix говорит о нем: «Первый, кто в меня поверил». Не случайно в дебютирующем альбоме огромное внимание уделяется группировке ТА: «T.A. — Dream Team / Я, Лок, Трэппа — хет-трик (Вау)» (Шоу улиц гетто); «Здесь T.A., сука» (Boy) и т.д.
Хоть Янис и осознает вклад Лока, говоря, что тот поспособствовал его развитию («Благодаря ему „все это“ быстрее случилось и нашло конечного слушателя»), сейчас он уже не собирается акцентировать огромное внимание на бывшем сотрудничестве с Локом и выносить какие-то темные моменты («Эта история закончилась так же быстро, как и началась»), потому что хочет запомнить только хорошее (T.A. Loc. умер 17 марта 2021 г.).
Яникс говорит, что не верит в смерть Лока: «Не хочу в это верить, надеюсь, он решил таким образом залечь на дно, уйти из страны». Тем не менее даже в треке «Стейк» 2021 года Яни упоминает товарища по творчеству, допуская подобный исход: «Молюсь за T.A. Loc'а, земля ему будет пухом (R.I.P)».
Итак, вернемся к альбому. Мы уже выясняли, что на тот момент T.A. Gang была значимой фигурой в творчестве Яникса.
Тема успеха
Тема успеха (на самом деле, еще не достигнутого, но своей уверенностью в нем превозмогаемая реальный успех) является лидирующей в первом альбоме артиста: «Средний палец к середине твоего лба, если ты не любишь меня, / Ты не видел будущего, получай пулю с АК» (Шоу улиц гетто). Яникс твердо убежден в том, что он представитель «грядущего», свершающегося здесь и сейчас:
Я не хочу это слышать, русский рэп — это днище.
То, о чем мы напишем, не понять этим фрикам.
Его творчество — своеобразная аффирмация, утверждающая еще не случившееся, но тем самым притягивающая его.
Много внимания в альбоме уделяется локальным «тусовкам» (уже «Шоу улиц гетто» не для искушенного слушателя, а само «гетто», в целом, не для всякого человека): Яникс почти в каждом треке этого периода не преминет поприветствовать людей, с которыми он начинает свою работу («Салют моему ниггеру 4eu3 Beats» (Шоу улиц гетто); «Она готова брать по полной и идет на AVG» (Стрип-клаб)) или которые читают в этом же звучании («Она слушает Yung Pretty, говорю: „Откуда знаешь?“/ „Откопала на ютубе “Magic City“ - это стайл“» (Стрип-клаб).
Анакреонтическая тематика
С темой успеха сопряжена анакреонтическая тематика (поэзия, воспевающая земные радости беззаботной жизни, чувственные наслаждения, любовь к женщине, веселье, вино и свободу), под эгидой которой написан чуть ли не каждый трек этого альбома, что естественно для образа жизни, «стайла» рэпера (уже как архетипа). С этим связаны отсылки к психоделикам, алкоголю и увеселительным развлечениям: «Тут парни объебаны МДМА: бьют себе татухи на два рукава»; «В мясо с утра – это судьба»; «Все так же мы курим цветы Мэри Джейн» (Boy), «Шест-пати, как она сзади»; «Жирная жопа, нужен lap dance» (Стрип-клаб), «Все мои парни крошат камни, дуют бланты, делят ставчик/ Хавают таблы, носят аиры, стригут бабки, банча травкой» (Трипуем), «Мне нужна тачка super car, сучка super star, / Кореш super man, тряпки super style/ Во мне так много амбиций…» (Амбиции), «Я вхожу в игру, я курю гидру» (Биг мама), «Ненавижу быть трезвым — всегда под кайфом» (Трипуем) и т.д.
Yanix затрагивает и серьезные темы вражды группировок, не забывая о том, что он поет не только о «шоу», но и о «гетто: «<…> „Бладс“ и „Крип“ здесь в зале» (Стрип-клаб) (Бладс и Крипс - американские уличные бандитные группировки группировки, враждующие между собой).
При этом Яни многое сводит к шутке и абсурду, иронизирует над своим творчеством, прекрасно осознавая, что в большей совокупности все, о чем он читает, просто понт: «<…> мой рэп – Stoopid» (Трипуем).
Любовная тематика
Любовная лирика в первом периоде творчества совсем не развита, Яникс читает не о женщинах, а о куртизанках, сводя чувство к похоти и физическим наслаждениям: «Да, я чудовище, я монстр – соски тянутся ко мне»; «Попробуй поиметь меня, но я не привык платить»; «Нагишом ей хорошо, пару тонн кладу в белье» (Стрип-клаб), «Все, что я хочу, у нее во рту» (Биг мама), «После секса я сливаюсь, шах и мат, шлюха»; «Я такой миленький малый, сучка зовет меня Янчик. / Я говорю этой детке: «Мне нельзя быть ни с кем вместе.» / Она целует меня в ножевое отверстие» (Трипуем), «Мэри Джейн Уотсон — моя подруга / Я влюблён в нее, но не в тебя, шкура!» (Все мои хоуми)
«В течение жизни какие-то женщины тебе отказывают, а потом ты становишься известным и должен это компенсировать» – вот как Янис-артист объясняет свои строчки первого и последующих альбомов, где время с девушками показывается исключительно в стенах стип-клубов, отелей и наполняющих их группис.
Мода
Отдельно в анакреонтической тематике можно выделить моду как таковую, являющуюся для Yanixa-артиста и Яниса-человека средством самовыражения и поддержания своего статуса. «Эти бляди носят Джанни, и их стиль дикий»; «Я на старом блоке, но во всем новом:/ От часов на запястье и до кросс джордан»; «На мне джампаны ретро»; «От меня пахет Живанши» (Трипуем), «<…> Чтобы быть на высоте— Gucci, Dolce, Louis и т.д/ Smooky, Wonka здесь на бите, кроссы Jordan — вновь на ноге,/ Поло Lauren — я на коне…» (Амбиции), «Макси Пэйн — килла мейн, я уже бегу / Jordan, Lauren, Calvin, Dolce» (Все мои хоуми).
Если в любовной лирике Yanix изменяет свою позицию, растет и открывается лирически, что для личности поэта и его аудитории несомненно идет в плюс, то в плане приверженности теме моды Яни остается константным, что тоже хорошо, потому что это становится изюминкой и отличительным признаком образа лирического героя.
Итак, в первом периоде творчества артиста предпочтительно выделяется тема успеха и славы, через которые Янис заявляет о себе как новой «звезде» трэпа и южного звучания в России. Посмотрим же на развитие этих мыслей в следующих альбомах и синглах Яникса.