Найти тему

Суомилайсет, эвримейсет, савакот. Как в Петербурге поселились финны

Финское население сформировалось в городе из двух групп — представителей финно-угорских народов, издревле живших на территории будущего города и в округе, и из финнов, переехавших в Петербург уже после его основания из Финляндии. С основания Петербурга здесь сформировались зоны их компактного проживания — например «Финские шхеры» (южнее нынешней Миллионной улицы). Первая финско-шведская лютеранская церковь, вокруг которой и консолидировалась финская община, появилась раньше Петербурга — она была основана в 1630‑х годах в городе Ниен. #INJECT_1# Переселение финских крестьян началось в XVII веке после Столбовского мира, когда Швеция захватила исконно русские земли между Невой, Наровой и Ладожским озером. Шведскую провинцию стали называть Ингерманландией, Ингрией, а переселившихся финнов ингерманландскими финнами. Петр I оставил финнам, которые составляли поначалу 73 % населения Ингерманландской губернии, право молиться в лютеранских приходах. Жители чухонских хуторов, которые поглотил город, стали горожанами, остальные компактно жили в Петербургской губернии (до этого называлась Ингерманландской). Финны были извозчиками, рыболовами, скотоводами, среди них было немало трубочистов, а ювелиров-финнов в Петербурге было больше, чем во всей Финляндии. Крестьянки из Финляндии нередко поступали в услужение к состоятельным горожанам. Компания «Легкое финляндское пароходство» обеспечивала перевозки по рекам и каналам города. Реформа 1861 года дала живущим вокруг Петербурга финнам-крестьянам значительные земельные наделы, на которых они начали активно строить небольшие загородные дома и сдавать их дачникам. После строительства железной дороги в Финляндию финны старались селиться в городе по‑прежнему компактно, ближе к Финляндскому вокзалу. Ингерманландские финны сегодня проживают в Петербурге, в Гатчинском районе, а также в Токсове, Колтушах, Губаницах, Тайцах, Мартышкине, Кикерине, Терволове Ленинградской области. Первая в нашем городе и стране общественная национальная организация ингерманландских финнов «Инкерин Лиитто» («Ингерманландский союз») была учреждена в 1988 году в поселке Тайцы Гатчинского района. Начали с возрождения древнего финского праздника «Юханнус». На первые мероприятия приезжали финны из Эстонии, Финляндии и других стран мира. Затем стали организовывать курсы финского языка там, где компактно проживали финны в Ленинградской области. — Язык учили все, от мала до велика. В Петербурге появились четыре школы, в которых финский язык преподавали как основной иностранный, — рассказывает многолетний руководитель организации доцент СПбГУ Александр Кирьянен. Чтобы знать язык, нужны книги, газеты. И с этим «Инкерин Лиитто» тоже справился. В Петербурге и сегодня работает издательство «Инкери», которое возглавляет Андрей Сыров, издаются газеты, книги, журналы на финском языке. Восстанавливали лютеранские приходы в Петербурге и Ленинградской области. В настоящее время в городе и области работают 12 евангелически-лютеранских финноязычных приходов. Появились в области и пять домов для престарелых, созданных с участием социальных комитетов Ленинградской области и Петербурга. Ингерманландский учебно-научный центр занимается повышением квалификации преподавателей финского языка… — В ингерманландские общественные организации пришло новое поколение молодых, — продолжает Александр Иванович. — За эти годы, я надеюсь, мы смогли укрепить самосознание нашего маленького народа. Теперь никто не скрывает свою национальность, а ведь было время, когда об этом боялись говорить. Традиционными стали национальные праздники. У нас есть замечательные национальные хоры и танцевальные коллективы. Может, в этом и состоит возрождение национального самосознания небольшой диаспоры, которая продолжает жить на Северо-Западе?