Музыка – неотъемлемая часть жизни не только самих исполнителей и людей всячески принимающих участие в этой структуре в профессиональной роли (продюсеров, битмейкеров, музыкальных критиков), но и слушателей. В метро ли вы, на улице, на спорте, на вечеринке - где угодно, но чаще всего с играющей в ушах и голове песней. Для нас, обывателей, песни – способ развлечься. Акцент в этом развлечении делается на обсуждении внешних аспектов: вокальных данных артистов, флоу, подачи, группировок и музыкальные поджанров, нередко личной жизни и одежде любимых и нелюбимых исполнителей.
Но почему в современном срезе еще никто не обратил существенного внимания на текст песни с литературоведческой точки зрения?
Конечно, успешность песни складывается под влиянием многих факторов: самого артиста, его подачи, его образа, аранжировки, мелодии – факторов, в которых проявляется личность автора. Но помимо этого есть и музыкальный текст с его куплетами, припевами (рефренами) и… смыслом.
Песня – тоже художественный текст со своей реальностью, реальностью, являющейся иногда Альтер эгом автора, иногда его внутренним миром, иногда способом высказаться, иногда способом «пострадать» или «попонтоваться». И иногда эта художественная реальность намного естественнее объективной действительности.
В песне мы цепляемся за фразы и строчки, либо касающееся нашей личной драмы, либо мотивирующие нас, либо схожие с нашим опытом. Тогда мы восхищаемся тем, как кто-то сумел высказать сакральное «это» в песенной форме. В любом случае, мы занимаемся интерпретацией, становимся сотворцами песни, несмотря на то, что ее текст существует как отдельный и неизменяемый элемент.
Нам бы хотелось рассмотреть этот элемент более детально, но, естественно, с комплекте с песней.
Наши артисты – Пушкины?
Вы когда-нибудь задумывались над тем, что наши современные артисты станут для будущих поколений Пушкиными? Да, песня – это не литература, а лирико-вокальный жанр, но он вытесняет явление поэзии в чистом виде и становится (если уже не стал) ведущим. Безусловно, и сейчас существуют поэтические общества и вечера, но это более элитарно. Так же недоступны многим непосвященным локальные музыкальные группировки. Для людей того времени поэзия в одной из своих ипостасей – это также развлечение.
Даже в первой трети XIX века - трети расцвета русского национального языка, начала мышления стилями - даже тогда существовали свои «рэп-батлы» (взять хотя бы полемику шишковистов и арзамасевцев, пусть и ведущуюся на серьезную тему, но доходящую до абсурда и полную иронии).
На самом деле, для нас сейчас открыто намного больше дверей в изучении творчества современных музыкантов по сравнению с изучением творчества писателей и поэтов минувших эпох. Почему? Потому что мы живем с ними, мы «выкупаем» все то, о чем нынче поется, как понимали современники величайших поэтов, о чем пишется. Сейчас многое искажается, основное отводится на задний план, важное обрастает напластованиями, а второстепенное возводится в высший ранг из-за временного дистанцирования (при этом то же самое дистанцирование позволяет взглянуть на все с высоты птичьего полета, позволяет структурировать систему, но всегда ли это важно?). Конечно же, никто не говорит о том, что раньше все всё понимали - нет (не было бы стихотворений по типу «Поэту», «Поэт и толпа»). Но та аудитория, на которую распространялось творчество поэта, понимала и чувствовала необходимое. Также и мы чувствуем смысл поющегося.
Многие бывшие поэты – повесы, да, образованные, да, не лишенные личной драмы, жившие во время исторических потрясений, но все-таки повесы. А чем же существенным отличаются наши рэперы и артисты от них, наша эпоха от эпохи тех лет? Начинка та же, но в другой обертке. Так почему бы не распробовать получше вкус этой начинки?..