Еще с 1990-х годов кинематограф вступил в фазу "постмодерна". Постмодернистское кино предполагает смешение разных жанров,
нелинейность повествования, интертекстуальность, цитирование, отсылки и т.п. Подробнее мы писали тут:
В рамках постмодерна также выделяют такой термин как "мета". Мета-фильм - это история, внутри которой сосуществует другая история. Герои мета-фильмов снимают кино, пишут сценарий, работают над театральной постановкой. А порой, как неоднократно озвучивалось в сериале "Сообщество", могут прямо заявлять, что они лишь персонажи ситкома и их герои подчиняются определенным сценарным правилам.
Иногда в мета-фильмах между зрителями и героями вообще сломана "четвертая стена", а часто зрители просто наблюдают кино, в структуре которого заложены смыслы, считать которые вы можете только если знакомы с информацией, на которую ссылаются фильммейкеры.
Другими словами, "мета" - это все, что вырывает зрителя из вселенной кино и непосредственно указывает им на условность происходящего на экране.
Это могут быть даже простые камео, как например появление Билла Мюррея в "Зомбиленд". Или обильные аллюзии, цитаты и оммажи на классические ленты прошлого в фильмах Квентина Тарантино.
Давайте разбираться на конкретных примерах:
Одним из самых ярких мета-фильмов считается хоррор "Крик" 1996 г. - тут за стереотипными героями охотится какой-то маньяк. Но основа его действий - это фильмы ужасов, которыми он вдохновился. И герои прямо стоя перед камерой рассуждают о том, каковы могут быть мотивы антагонистов фильмов ужасов. Из относительно недавних мета-хорроров особо выделилась лента "Хижина в лесу" 2013 г.
Другой уже ставший классикой пример - это "Бойцовский клуб" 1999 г. Тут реальность постепенно разрушается по мере развития повествования, герои обращаются прямо в камеру, а в какой-то момент один из персонажей прямо указывает на обозначения в углу экрана, которые сигнализируют киномеханикам, что пора уже менять катушку с пленкой.
Мастером создания мета-кино по праву считается Чарли Кауффман. Его фильмы "Быть Джоном Малковичем", "Адаптация", "Думаю, как все закончить", "Нью-Йорк, Нью-Йорк" - все базируются на мета структуре. Особо стоит выделить "Адаптация" 2002 г. Тут герой Николаса Кейджа пытается писать сценарий по книге. Параллельно зрители видят историю, разворачивающуюся в книге. А к концу повествования эти две параллельные истории сливаются в единое целое, которое в свою очередь оказывается голливудским фильмом...
Многоуровневые истории вроде "Помни" и "Начало" Кристофера Нолана - это тоже мета-кино. Но если здесь мета структура основана на многоуровневости повествования, то в таких фильмах как "Эд Вуд", "Горе-творец", "Ночи в стиле буги", "Клевый парень" мета структура базируется на тематике - это кино про людей, которые снимают кино.
А в таких громких лентах как "Персонаж" и "Под покровом ночи" герои осознают, что они являются персонажами литературного произведения. И в этих случаях мета-кино основано скорее на эмоциях персонажей.
Яркими примерами мета-кино также можно назвать такие ленты о киносъемках и киногероях как "Тристрам Шенди: История петушка и бычка" 2005 г., "Женщина французского лейтенанта" 1981 г., "Последний киногерой" 1993 г., "Пурпурная роза Каира" 1985 г., "Кофе и сигареты" 2003 г., "Крупный план" 1990 г., "Американское великолепие" 2003 г., "Конец света 2013: Апокалипсис по-голливудски" 2013 г. и пр.
Какие мета-фильмы вам приходят на ум? Делитесь рекомендациями в комментариях.
От себя я порекомендую сериал "Возвращение" 2005-2014 г. - великолепный проект Лизы Кудроу, где она играет актрису успешного сериала, пытающуюся вернуть себе славу. Чем дальше продвигается повествование, тем больше мета уровней в нем формируется. (Подробнее о сериале тут).