16 мая 2022 года компания McDonald's заявила, что окончательно уходит с рынка Российской Федерации и продает свой бизнес местным предпринимателям. Покупатель ресторанов нашелся спустя 3 дня после объявления: им стал новокузнецкий бизнесмен Александр Говор. Почти 3 месяца россияне ждали того, что их любимые рестораны быстрого питания вновь заработают, и двери бывшего «Мака» открылись 12 июня под новым названием «Вкусно и точка».
«Макдоналдса» нет в стране уже полгода, и за это время с сетью импортозамещенных ресторанов произошло множество событий.
Открытие
Символичная церемония открытия первой точки под новым брендом произошла в том же здании, где 31 января 1990 года открылся первый «Макдоналдс» на территории Советского Союза. 33 года назад к дверям нового ресторана пришло свыше 40 тысяч человек, что стало рекордом за всю историю существования компании.
К открытию «Вкусно и точка» пришло не так много людей, однако очереди все равно были внушительными. Перед первыми посетителями выступил новый владелец бизнеса и заявил, что компании удалось сохранить полный штат работников в количестве 51 000 человек. Пока рестораны открывались и работы не было, сотрудники фирмы получали зарплату в месяцы простоя, если верить Александру Говору.
Во времена «Мака» на территории России работало 850 точек, а новый владелец пообещал увеличить число ресторанов до 1000 к 2028 году. Стартовое меню ресторанов на момент открытия не имело множества блюд, которые были в «Макдоналдсе», а другие получили новые названия, чтобы не было конфликтных ситуаций с прежними владельцами.
Так «Макчикен» стал «Чикен Премьером», «Роял» превратился в «Гранд», «Биг Тейсти» получил название «Биг Спешиал» — в общем, изменились все наименования, связанные с «Макдоналдсом».
Декор и интерьер новых кафе полностью сохранился, за исключением легендарной буквы «М» и всех атрибутов, связанных со старой сетью. Что касается вкуса и качества блюд, многие потребители сообщили, что разницы не заметили, однако есть и те клиенты, которые разочаровались в новых вкусовых качествах бургеров.
Сможет ли прежний владелец вернуться?
Александр Говор был лучшим кандидатом на покупку бизнеса, если верить лицам, которые работали с «Макдоналдсом» почти 10 лет.
Сделка состоялась на условии, что продавец получает право выкупа всего бизнеса назад в течение следующих 15 лет по цене, которая будет справедливой на момент потенциальной сделки.
Реакция россиян на ребрендинг
Российское общество негативно восприняло перезапуск сети под новым брендом: россиянам не понравилось ни странное название, ни оформление бренда, которое многим кажется вырвиглазным. С 12 по 19 июня в стране открылось еще 65 ресторанов по всей России, и негативная реакция последовала из каждого региона.
Эксперты заявляют, что жители РФ слишком любили «Макдоналдс», его звучное название и привлекательный дизайн. Они так привыкли к «Маку», что любая замена не пришлась бы им по вкусу.
В конкурсе на новое название сети принимало участие свыше 400 разных наименований, однако самыми популярными среди них были: «Весело и вкусно», «Тот самый», «Мак», «Компас», «Это он». Для многих остается тайной, как победило название «Вкусно и точка», однако пришлось привыкать.
Сам перезапуск обошелся владельцам примерно в 500 миллионов рублей — большая часть этих денег ушла в маркетинг. Несмотря на то, что название почти никому не понравилось, долгое время оно было на слуху и вызвало настоящий общественный резонанс.
На фоне предыдущего имени любое название новых ресторанов потребителям показалось бы плохим, однако «Вкусно и точка» благодаря своей необычности смогло вызвать бурную реакцию. Уже летом половина человек, которых опрашивали социологи нового владельца предприятий, знали о «Вкусно и точка» и выражали желание посетить кафе под перезапущенным брендом.
Поставщики
Владелец нового бренда заявляет, что компании удалось сохранить сотрудничество со всеми компаниями, которые поставляли ключевые продукты для производства блюд бывшего «Макдоналдса»: мяса, зелени, пирожков и булочек, морепродуктов, курицы, яиц и молока, кофе, соусов, напитков и сыра.
Несмотря на то, что «Вкусно и точка» постепенно подбирается к темпам продаж, которые удалось набрать «Макдоналдсу» за последние годы, объемы поставок продукции в рестораны снизились. Руководство компании особенно гордится тем, что им удалось сохранить прежних работников на местах в полном объеме, а также не потерять логистические цепочки.
Недостатки в работе
Однако и минусов у новой сети набралось достаточно. К примеру, многие клиенты стали жаловаться на то, что скорость сборки заказов в новых ресторанах заметно снизилась, работники стали чаще допускать ошибки и класть в пакет одни позиции вместо других, не до конца укомплектовывать заказ или вообще подавать бургеры без котлеты внутри. Более того, качество упаковки и ее внешний вид также снизились.
Поскольку раньше бизнес принадлежал американцам, владельцы франшиз в России не имели право самостоятельно регулировать цены и менять составы блюд — с переходом предприятий в руки Александра Говора такое право у ресторанов появилось. За полгода цены на блюда повышались несколько раз, хотя при руководстве «Макдоналдса» таких скачков не было.
Некоторых блюд до сих пор не найти в меню «Вкусно и точка». Например, миллионам людей по всей России нравился «Биг-Мак», который был самым популярным бургером в стране. Сейчас его до сих пор нет в меню, что расстраивает клиентов.
Также владельцы компании все еще не наладили контакты с производителями игрушек для детских наборов «Хэппи Мил» — сейчас вместо игрушек в коробки кладут книжки и прочие предметы, которые не вызывают у детей восторга, как раньше. Говор пытается наладить сотрудничество с компанией, которая будет способна производить до 2 миллионов детских игрушек в месяц. Владелец обещает разрешить проблему в течение 2023 года, однако пока игрушек в детских комбо нет.
Еще одним недостатком стало то, что «Вкусно и точка» не доставляет свои блюда на дом. Когда у Говора спросили, будет ли доставка от новой компании, он в достаточно грубой форме заявил, что для покупки продукции «Вкусно и точка» посетителям нужно будет приходить в ресторан самостоятельно (это если мягко передать его слова). Ответ владельца вызвал у клиентов негодование, некоторые даже объявили ресторанам бойкот.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на мой YouTube канал!
Ставьте ПАЛЕЦ ВВЕРХ и ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на Дзен канал.
Читайте также:
✅ 5 детей, ставших брендами: кто на самом деле Алёнка с шоколадки, Kinder-мальчик и ребенок с обложки Nirvana
✅ Кто из российских миллиардеров уже отказался от российского гражданства