Найти в Дзене
АСЯ ДЕФЕКТОЛОГ

Большинство мультфильмов не предназначены для детей

Поговорим о «плохих» и «хороших» мультфильмах, а также в целом, об их влиянии на детскую психику.
Здравствуйте, уважаемые читатели моей странички. Сегодня мы несколько отклонимся от дефектологической темы, поскольку мне бы очень хотелось поговорить с вами о мультфильмах и их влиянии на психику детей - раннего и дошкольного возраста. В основном буду говорить о нормотипичных детях. Говорю сразу, что «достанется» от меня в этой статье не только некоторым педагогам и психологам, но и родителям.
В моей статье мультфильмы условно будут поделены на «плохие» и «хорошие». «Плохие» - это те мультфильмы, о которых встречается много негативных отзывов. «Хорошие» - о которых все молчат, и никто не жалуется на широкую аудиторию. Итак, начнём с «плохих» мультфильмов.
Давно уже встречаю на просторах интернета негативные отзывы о некоторых мультфильмах (наших и зарубежных) – таких как «Маша и медведь», полнометражные фильмы о трёх богатырях, «Шрек» и т.д. (я остановилась на самых часто встречающихс

Поговорим о «плохих» и «хороших» мультфильмах, а также в целом, об их влиянии на детскую психику.

Здравствуйте, уважаемые читатели моей странички. Сегодня мы несколько отклонимся от дефектологической темы, поскольку мне бы очень хотелось поговорить с вами о мультфильмах и их влиянии на психику детей - раннего и дошкольного возраста. В основном буду говорить о нормотипичных детях. Говорю сразу, что «достанется» от меня в этой статье не только некоторым педагогам и психологам, но и родителям.

В моей статье мультфильмы условно будут поделены на «плохие» и «хорошие». «Плохие» - это те мультфильмы, о которых встречается много негативных отзывов. «Хорошие» - о которых все молчат, и никто не жалуется на широкую аудиторию.

Источник: primamedia.ru
Источник: primamedia.ru

Итак, начнём с «плохих» мультфильмов.
Давно уже встречаю на просторах интернета негативные отзывы о некоторых мультфильмах (наших и зарубежных) – таких как «Маша и медведь», полнометражные фильмы о трёх богатырях, «Шрек» и т.д. (я остановилась на самых часто встречающихся). Причём зачастую их пишут «психологи/педагоги со стажем», а также некоторые родители. По их мнению, подобные мультики – исключительно плохие. Дальше следует аргументация своей позиции, наподобие: Маша – это неуравновешенная психопатка, тиранящая животных, богатыри и князь показаны «не былинно» и «неправдоподобно», слишком сложный сюжет для детей (неужели?), Шрек - так вообще - ужас, летящий на крыльях ночи, где Фиона (какой кошмар!..) своим пением убивает птичку...

И вот, что я вам хочу сказать. Такие взгляды могут иметь только люди, не имеющие ни собственных детей, ни психолого-педагогического образования. А если что-то из перечисленного всё же имеется, то отсутствует самое важное - здоровая психика и знание базовых законов развития. Обычно, это люди, не живущие и не интересующиеся жизнью детей, это люди - которые утратили в душе ту здоровую детскую часть (не инфантильную, а именно детскую), которая должна присутствовать у каждого.
Почему? Потому что нормальный, здоровый, взрослый человек (или подросток), время от времени с удовольствием погружается в сказочные миры. Это может быть как чтение фантастики, так и просмотр мультфильмов.

А у нас, почему-то, многие уверены в том, что любые мультфильмы делаются исключительно для детей, и взрослым смотреть их «по статусу не положено», ведь они же «взрослые»... Зато детям необходимо их смотреть практически с самого рождения, иначе они не вырастут нормальными людьми, и вообще, детство без мультиков - не детство, а непрерывный гибельный ужас.
Наверное, я вас удивлю, если скажу о том, что многие мультфильмы предназначены
исключительно для подростков и взрослых! Но никак не для детей. К примеру, дети просто не поймут подтекста и скрытого смысла, который закладывался авторами, от этого у них снизится интерес к содержанию и восприятие будет поверхностным.

А теперь далее.
Настоящие психологи и педагоги (а не те, которые «со стажем») просто обязаны говорить о том, что в дошкольном возрасте ребёнку лучше не смотреть мультфильмы. Вообще. Либо делать это очень дозированно и вместе с ребёнком. Для этого подойдут советские мультфильмы, которые можно совместно обсудить, задать вопросы, подумать над смыслом. Потому что в таком возрасте ребёнка вообще нельзя оставлять одного перед экраном.
Этот принцип касается как мультфильмов, так и любых других гаджетов. А до 3-4 лет,
любые мультфильмы, гаджеты, электронные устройства - категорически противопоказаны. Ну, если, конечно, вы не хотите искалечить психику и мышление своего ребёнка и убить его познавательный интерес.

До этого возраста мышление ребенка - исключительно наглядно-действенное, и только начинает зарождаться наглядно-образное. То есть, ему нужно практически непрерывно исследовать окружающий мир - трогать руками, крутить, открывать, перекладывать, переливать, стучать, жевать, облизывать, разбирать и кидать.

Для стимулирования развития образного мышления, родители должны читать детям сказки, желательно, чтобы зачастую они были без картинок. Мультфильмы, и изобилие визуального материала - серьёзно тормозят развитие образного мышления, и что немаловажно - воображения.

А сейчас ребёнок с рождения окружён всевозможными картинками, мультфильмами и телефонными играми. Ребёнок только пассивно потребляет избыточную визуальную информацию, которая никак не связана с окружающим его реальным миром, и по сути, является мёртвой.
Плоские картинки, а тем более, демонстрируемые на экранах гаджетов - в этом возрасте ребёнок
не понимает, он не развивается от бесконечной визуализации, но при этом у него успешно развиваются вторичные отклонения в развитии - как раз из-за недостатка манипулятивной деятельности и отсутствия почвы для развития образного мышления и воображения.

Знаете, у кого дети «жить не могут» без мультиков, устраивают истерики по поводу отсутствия мультфильмов и т.п..? У ленивых и «вечнозанятых» родителей. У тех, кому не хочется заниматься со своим ребенком, а также
прививать ему способность занимать себя самому.

Здесь необходимо сказать о том, что безусловно, не нужно, и даже вредно, заниматься с ребенком постоянно, 24/7. У ребенка должно быть свободное время, для того, чтобы он мог занимать себя сам, самостоятельно придумывать деятельность. А для этого ему должно стать скучно.
Так вот от того, какую деятельность выберет ребенок, зависит от вас, вашего воспитания и собственного примера.

Некоторым родителям (слава богу, не всем) проще сунуть ребёнку мультик или игру на телефоне «чтобы не мешал». А потом ребёнок двух лет, который ещё практически не говорит, приходит в детский сад и целенаправленно начинает вести поисковую деятельность, повторяя при этом «де Ёва?» (где Лёва), и не реагируя на вопросы взрослых. И выясняется, что этот Лёва - это не любимая игрушка или братик, а машинка из мультика, в котором часто повторяется эта фраза. Дети не отличают реальность от вымысла в этом возрасте, они смешивают всё воедино. Потому что такая деятельность для них – противоестественна. Но родители не задумываются об этом, не видят этого, не бьют тревогу, а продолжают показывать мультики.

Это только так говорится, что – «поколение зет», «сейчас другие дети» и «им легко осваивать цифровой мир». И заметьте, говорится далеко не нашими друзьями, не теми, кто заинтересован в благополучном и гармоничном развитии человека.
Но на самом деле человеческий мозг за это время не изменился. Физиология мозга - не изменилась. Основополагающие, базовые законы и принципы развития остались те же. И всё также, для гармоничного развития и нормальной работы мозга,
ребёнку нужен реальный мир, а не его цифровой аналог. А вы с самого раннего возраста, из-за своей родительской лени, добровольно оцифровываете своего ребёнка - даёте ему планшет с играми и мультиками, а потом возмущаетесь: «какие плохие *конкретные* мультфильмы, как плохо влияют, надо их запретить», а чуть позже – «не понимаю, почему ему ничего не интересно? Он часами сидит в интернете или играет в компьютерные игры! Хоть бы сходил погулял, или занялся чем-то интересным». И правда. Во всём виноваты исключительно «плохие мультфильмы» с детства, компьютер, ну и сам ребёнок естественно, но никак не родители, которые в своё время просто заменили ребёнку себя и окружающий мир на планшет, телефон или телевизор. И плохие, для ребёнка раннего возраста (до 3-4 лет), не какие-то конкретные мультфильмы, а абсолютно все, и даже не из-за своего качества или содержания, а просто по самому факту их просмотра.

«Нельзя показывать, плохие мультфильмы, научат плохому...»
Так может «плохие» не мультфильмы, а те родители, которые сажают ребёнка перед экраном в столь раннем возрасте, и те «психологи и педагоги», которые поощряют это? Если пойти дальше, то ребёнку можно и фильмы ужасов показывать, и детективы с убийствами, а потом возмущаться их воздействием на его психику и поведение. Но ведь никто не кричит о том, что такие фильмы нужно запретить..? Потому что люди каким-то шестым чувством понимают, что ребёнку просто рано это смотреть, и не показывают.
Так чем от этой логики отличается большинство мультфильмов? Есть, кстати, ещё японская анимация - аниме, тоже можно, наверное, показывать маленьким детям...

Повторяю ещё раз -
большинство мультфильмов предназначено не для детей, а для старших школьников и взрослых. Они предназначены для отдыха, юмора, расслабления (например, сериал «Том и Джерри» 1940-1960-х годов. Это – фактически клоунада, только вместо двух клоунов - кот и мышка. Сериал совершенно не для детей), а некоторые из них - чистая сатира.

Теперь вернёмся к тем «плохим» мультфильмам, о которых я говорила в начале статьи. Необходимо сказать о них несколько слов.

Маша и медведь - показывает отношения взрослого и маленького ребёнка. Ребёнок растёт, развивается, с добротой и заботой начинает относиться к окружающим. Это любознательный, находчивый, заботливый, весёлый и добрый ребёнок. Это понятно любому нормальному взрослому. А вот видеть в ней «сумасшедшую психопатку» могут только люди, извините, сами имеющие подобные диагнозы...
Да, маленьким детям показывать его строго запрещено. Но разве от этого какой-либо мультфильм становится плохим? Вспомните о стереотипе и узости мышления – «мультики только для детей».

Мультфильмы о трёх богатырях. Добрая анимация о русских богатырях. Не знаю, почему многие ждут от него «былинности». Былиной они быть и не должны, в современных реалиях это было бы не очень интересно. Юмор и подтекст в этих м/ф - только для взрослых, которые понимают, что хотел показать автор (отсылки к другим произведениям, например), потому что имеют более богатый жизненный опыт. Детям будет не интересно и местами совершенно непонятно. Много моментов, которые являются сатирой на наше современное общество. Кстати, тоже самое с серией мультфильмов «Иван Царевич и серый волк». Так что снова не «плохой» мультфильм, а анимация для взрослых.

Шрек. Ещё бо́льшая сатира. Исключительно для взрослых. Юмор местами чёрный, и это нормально (вспомните какие-либо художественные фильмы с черным юмором). Он органично вплетен в сюжет.
Наверное, поливают грязью ещё какие-либо мультфильмы, но, как я и говорила, я остановилась только на самых часто встречающихся.

Теперь немного о «хороших» мульфильмах.

Об остальных мультфильмах, которые в основном и показывают по детским каналам, транслируют в кинотеатрах и в ютубе - все т.н. «психологи» и «педагоги» молчат. Судя по всему, эти мультфильмы «хорошие».

- Следовательно, то, что в м/ф «Барбоскины» одна из главных героинь имеет «фефекты фикции» - это нормально (для восприятия ребёнка, который копирует и подражает тому, что видит и слышит!).
- В м/ф «Ми-ми-мишки» - герои имеют рот, расположенный где-то в районе уха, и дети начинают неосознанно за ними повторять - это тоже ничего страшного.
- Когда в мультфильмах героями являются неодушевленные предметы - дома, машины, поезда, которые ходят, разговаривают и т.д. - никого почему-то не волнует, что ребёнок потом путает живое и неживое, и у него фактически рушится адекватное восприятие мира.
- Когда в какой-нибудь «свинке Пеппе» пропагандируют ЛГБТ-отношения, то никто не запрещает его для просмотра детьми. Все стали настолько «толерантными»? Что-то не в ту сторону куда-то движется толерантность...
- Когда детям показывают жуткие образы в виде монстров и создают по ним куклы и игрушки, вроде «хагги-вагги» (и даже устраивают дни рождения ребёнку в этой стилистике...! Причем делают это сами педагоги, я лично знаю таких..) - это тоже абсолютно нормально, и никакого разрушающего воздействия на психику ребенка, конечно же, не оказывает.

На самом деле, настоящее разрушающее воздействие на психику наносят родители, показывая своему ребёнку такие мультфильмы, и окружая его этими жуткими, или отклоняющимися от нормы образами. Родители, и больше никто. Именно они ответственны за то, что смотрит ребёнок, и то, как он это интерпретирует.

Вопрос с «плохими» мультфильмами решается элементарно - полным их отсутствием в жизни ребёнка, и увлечением его тем, что он и должен делать - исследовать мир. А посмотрит он их в том возрасте, для которого они и предназначены - начиная со среднего/старшего школьного. Если захочет. Но тут уж - как воспитаете.
Вот тогда внезапно выяснится, что эти мультики вовсе не «плохие», да и ребёнок вырос здоровым и любознательным, который не сидит в телефоне или компьютере большую часть времени...
А вот т.н. «хорошие» мультфильмы, о которых все молчат, я бы запретила показывать в любом возрасте. Слишком уж они хороши.

=================================
Мой канал в Телеграм: АСЯ ДЕФЕКТОЛОГ (нажимайте на ссылку, либо набирайте название канала в строке поиска)
________________________________
Уважаемые читатели, также в Телеграме создан КЛУБ-чат для объединения родителей и педагогов!
Присоединяйтесь, чтобы:
- Задавать интересующие вопросы и получать на них ответы
- Получать полезную литературу, игры, ссылки, материалы для работы с ребенком
- Делиться ссылками, играми и методической литературой друг с другом, с теми, кому это действительно нужно
- Делиться опытом работы и интересными находками в обучении детей
- Получать помощь и поддержку от меня и других участников группы

Набирайте в Телеграме "Особенный КЛУБ", либо переходите по этой ссылке.
________________________________
Если у Вас появились вопросы - задавайте, с удовольствием отвечу. В случае, если Вы хотите задать более личный вопрос или узнать подробнее о литературе для особенных детей, пишите мне на почту:
asya.defectologist@mail.ru