Продолжающийся 22-23 января официальный визит председателя Госдумы Вячеслава Володина в Иран уже отмечен несколькими событиями. Спикер выступил на третьем заседании Комиссии по сотрудничеству между Госдумой и Собранием Исламского Совета Ирана и встретился с председателем Собрания Исламского Совета Ирана Мохаммадом Багером Галибафом. Что представляет собой сегодня Иран, находящийся под международными экономическими санкциями беспрерывно более сорока лет, разбиралась «Парламентская газета».
Исламская революция с оттенками демократии
11 февраля в Иране празднуют годовщину победы Исламской революции. Именно в этот день в 1979 году все органы власти перешли на сторону народа, выступавшего за свержение в стране монархии, а армия Ирана объявила о своем нейтралитете и неподчинении шаху Мохаммеду Резы Пехлеви.
Революция положила конец монархическому режиму, существовавшему в государстве более двух с половиной тысяч лет. С 1 апреля 1979 года Иран был официально провозглашен исламской республикой. И для иранцев после этой даты началась новая эра, которая существенно изменила их жизнь.
Согласно национальной конституции, принятой в том же 1979 году, каждому гражданину вне зависимости от национальности и вероисповедания гарантируется социальная защита в виде пенсий, пособий по безработице и инвалидности, предоставления медицинской страховки. При этом для населения остаются бесплатными образование и медицинские услуги. В условиях экономического удушения государству непросто удавалось обеспечивать все социальные гарантии и поддерживать приемлемый для населения уровень жизни. Но таков был путь, выбранный иранским народом.
До революции Иран, развиваясь в проамериканском направлении, был светским государством с присущими этому пороками и соблазнами. Революция одномоментно трансформировала страну в теократическую республику, во главе которой встал религиозный лидер — великий аятолла. Были проведены кардинальные изменения во всех сферах жизнедеятельности иранского населения, от которого отныне требовалось соблюдение исламских правил и законов. Кстати, Иран является единственной страной в мире, в Конституции которой закреплено положение о том, что абсолютная власть принадлежит Богу.
Государственная идеология Ирана базируется на нормах шариата, но при этом государство следит за тем, чтобы не нарушались права человека. В Конституции страны закреплена свобода печати, свобода собраний и демонстраций. Получается, что Иран является практически уникальным государством в мире, где госсистема построена на религиозной основе, но с демократическим оттенком.
Ни Восток, ни Запад
После победы Исламской революции имам Рухолла Хомейни провозгласил девиз во внешней политике: «Ни Восток, ни Запад, а Исламская Республика». При этом Иран был настроен осуществлять экспорт исламской революции на все страны региона. Были разорваны отношения с Израилем. Захват американского посольства в Тегеране в 1979-м привел к разрыву дипломатических отношений с США. Начавшаяся в 1980-м война с Ираком, а затем и оккупация нескольких островов в Персидском заливе осложнили отношения Ирана с арабскими странами. Препятствием для расширения внешнеэкономических связей со странами ЕС в 80-е стало убийство ряда лидеров иранской оппозиции, эмигрировавших в Европу, а также фетва Хомейни, призывающая к убийству британского писателя Салмана Рушди за богохульство.
В 90-х годах прошлого века внешняя политика Ирана стала более взвешенной, учитывающей прежде всего прагматические цели государства. Провозглашенная пятым президентом ИРИ Мохаммадом Хатами концепция «диалога цивилизаций» стала курсом на расширение международных связей, постепенное сокращение числа стран, которых после победы революции Иран считал своими врагами.
Эра санкций
Для Ирана эра санкций началась еще в 50-е годы прошлого века, когда Великобритания и США объявили бойкот иранским нефтепродуктам за то, что Тегеран посмел национализировать принадлежавшую британскому правительству Англо-иранскую нефтяную компанию. Потом, уже в конце 70-х, поводом для расширения санкций стал захват в Тегеране американского посольства, в 80-х — обвинения в финансировании терроризма, в 2000-х годах — подозрения западников в разработке Ираном ядерного оружия. В 2015 году удалось договориться об отмене части санкций в обмен на ограничение иранской ядерной программы, но в 2018 году «ядерная сделка» по инициативе американского президента Дональда Трампа развалилась и все рестрикции были восстановлены. Всего на Иран за его историю было наложено 3616 санкций. И с этим показателем он до последнего времени занимал первое место, пока его не обогнала Россия. После признания ДНР и ЛНР число санкций против нашей страны превысило пять с половиной тысяч.
Хочешь жить, умей обходить санкции
Экономика ИРИ за 40 лет постепенно адаптировалась к ограничениям, в том числе благодаря имеющимся природным ресурсам. В стране залегает около 10 процентов мировых запасов нефти и 14 процентов запасов природного газа. А власти и местный бизнес в целях развития национальной экономики стали разрабатывать способы для обхода международных санкций.
В начале 2000-х Иран успешно наладил схему экспорта своей нефти в обход действовавших рестрикций, ограничивающих торговлю энергоресурсами. Танкеры без опознавательных знаков прямо в море перекачивали иранскую нефть на суда других стран, например Малайзии или ОАЭ. А дальше нефть экспортировалась уже от имени этих стран. Для посредников покупать иранскую нефть всегда было большим риском, поскольку США постоянно внимательно следили за иранцами и обещали наказывать любую страну, которая покупает у Тегерана нефть или газ. Чтобы компенсировать этот риск, иранские экспортеры предлагали большие скидки, бесплатную доставку и страховку танкеров для покупателей. Ну а кого американцы ловили на торговле с Ираном — жестко наказывали долларом, выставляя миллиардные штрафы.
Иран, находясь под санкциями, наладил торговые связи с Китаем, Ираком и Афганистаном и стал поставлять свои углеводороды в первую очередь этим странам.
Показательна аналогия с Россией, которая, попав под жесточайшие санкции со стороны Запада, сейчас также пытается наладить альтернативные партнерские соглашения. Например, с начала марта 2022 года РФ в четыре раза увеличила экспорт нефти в Индию.
Развитие национального фондового рынка
В качестве другой меры, направленной на развитие национальной экономики в условиях фактической изоляции, иранские власти популяризировали фондовый рынок и мотивировали граждан инвестировать в него. Правительство выставляло на торги акции государственных компаний, а бедным слоям населения выдавало акции приватизированных компаний. В начале XXI века так называемые «акции справедливости» получили почти 50 миллионов человек, что способствовало росту национального фондового рынка.
Сегодня Тегеранская фондовая биржа входит в мировой топ-20 по объемам капитализации. В 2020 году она получила статус самой быстроразвивающейся биржи в мире.
Параллельный импорт
В Иране, несмотря на все ограничения и международные санкции, можно без проблем купить продукты, бытовую химию, одежду, косметику и электронику иностранного производства. Ярким примером эффективности параллельного импорта является распространение среди населения смартфонов, как корейских, так и американских. Показательно, что свыше 12 миллионов иранцев пользуются айфонами, которые официально в Иран не поставляются. Однако они успешно ввозятся из других стран, например из Турции и ОАЭ, по неофициальным каналам.
Также обходные пути помогли наладить соседние страны — Пакистан, Турция, ОАЭ. Товар продают соседям без документов, а те проводят его через национальную систему маркировки и перепродают в другие страны.
Импортозамещение
Из-за слабой валюты импортные товары стали недоступными для многих иранцев, а иранские товары стали более конкурентоспособны. В прошлом году существенно выросло местное производство бытовой техники. На фоне дешевой энергетики и рабочей силы в стране, а также наличия широкой номенклатуры сырья объемы производства будут расти и дальше.
Иранский автопром — третья промышленная отрасль в стране по доле в ВВП после нефти и газа. Автомобили в Иране начали строить еще до революции. Особенно активно себя вели французские автопроизводители, строившие в стране заводы и открывавшие совместные с иранцами предприятия. После введения санкций западные автомобильные компании спешно ушли из страны, но оставили всю производственную инфраструктуру и технологии, которые иранцы до сих пор используют на благо развития национального автопрома.
Сегодня иранские автопроизводители не стоят на месте, активно разрабатывают новые модели, насыщают ими внутренний рынок и развивают экспорт. Иранцы поставляют свои автомобили в Белоруссию, Азербайджан, Грузию, в страны Африки и Азии, в том числе в Казахстан и Туркмению. Весьма интересным для них представляется и российский рынок с учетом ухода с него большинства иностранных автоконцернов. В настоящее время иранцы очень внимательно изучают возможности экспорта своей продукции в нашу страну.
Взаимовыгодное сотрудничество
За последний год существенно вырос товарооборот между Москвой и Тегераном. Россия поставляет в Иран продовольствие и сельскохозяйственное сырье, которые составили около 90% всего объема экспорта. В структуре импорта нашей страны из Ирана эти товары также занимали первое место: их доля составила 60% от общего объема. В последние месяцы Иран нарастил экспорт промышленной продукции в Россию примерно на треть, в результате чего эти поставки впервые превзошли импорт российских промтоваров в страну. В Россию стали поставляться насосы, автозапчасти, станки для металлообработки, полистирол.
Очень перспективным направлением в отношениях между нашими странами становится туризм. В прошлом году число российских туристов, посетивших Иран, выросло в четыре раза по сравнению с 2021 годом.