Став первым серьезным реформатором женского костюма, Коко Шанель, по сути, создала новую оболочку для современной раскрепощенной женщины XX века. Работая над образом в целом, Шанель понимала, что и аромат при данных обстоятельствах необходим совсем другой - новый, в корне отличающийся от привычных цветочных запахов. В своих воспоминаниях она напишет: «Душистым горошком от духов с таким же названием несло так, что могло сбить с ног слабых здоровьем. Устойчивого запаха не имели ни одни духи, любой выветривался через пару часов, приходилось либо душиться снова и снова, либо просто забывать о них. Не то, всё не то!».
Экспериментируя, она смешивала разные ароматы, пытаясь найти единственный, который станет отражением её, только её, сути, но ничего не получалось. Это раздражало и злило. И вот тут судьба преподнесла ей «поистине царский подарок»: знакомство с парфюмером из России, эмигрантом Эрнестом Бо. «Царский» - это потому что Великий князь Дмитрий Павлович Романов, тогдашний её спутник и поклонник, инициировал и сам же устроил встречу двух мастеров: «Вот человек, творение которого способны оценить только Вы. Эрнест может создать для Вас ваши собственные духи».
Эрнест Бо, внук наполеоновского солдата Жана-Батиста Бо, осевшего в России после русского плена, родился в Москве. Его отец, Эдуард Бо, возглавлял директорат фабрики Альфонса Ралле, предприятие которого было одним их самых крупных и уважаемых парфюмерных российских предприятий. С 1855 года эта фабрика являлась Поставщиком Двора Его императорского Величества. В рекламных объявлениях можно было прочесть, что в магазинах «Торгового дома А.Ралле» «можно пробрести более ста запахов цветочного о-де-колона во флаконах по 60 копеек и по 1 рублю». Одними и самых любимых ароматов у покупателей были «Нильская лилия», «Букет Наполеона», «Русская фиалка», «Серебристый ландыш», «Источник любви».
Основатель парфюмерной фабрики уже давно (с 1857 года) из-за болезни лёгких проживал в более благодатном климате - во Франции, в России же предприятие существовало под управлением директората. На этом большом предприятии в Бутырках работало 1500 рабочих. Фабричное здание, оборудованное по последнему слову техники, было совершенно по тому времени: новые средства механизации, электричество, лифт, паровые машины, телефон. На юге России были заложены плантации для выращивания эфиромасличных культур для получения душистых веществ. Интересно, что в правление «Торгового дома А.Ралле» в своё время вошёл «хрустальный» фабрикант Фридрих Дютфуа. Специально для продукции Ралле стали производиться оригинальные флаконы, что, конечно, ещё больше привлекало внимание покупателей. Некоторые дамы ради флаконов собирали целые коллекции ароматов.
Эрнест Бо в своих мемуарах писал: «Я начал свою работу в 1898 году в Москве. Мой старший брат тогда был администратором у Ралле, одного из самых крупных русских парфюмеров… Дому приходилось приспосабливаться к чрезвычайно обширному рынку (180-миллионная Россия, Китай, Персия, Балканы и т.д.) и считаться со вкусами русских женщин в использовании духов и применении роскоши. Полные поезда увозили во все стороны света туалетное мыло, рисовую пудру, одеколон и духи».
Кстати, Ралле был поставщиком не только Российского Двора, но и Его Высочества князя Черногорского, а также Шаха Персидского. Четырежды Товарищество награждалось государственным Гербом Российской Империи, высшим наградным знаком, за высокое качество своей продукции на протяжении многих лет.
В течение двух лет Эрнест Бо обучался секретам мыловаренного дела во Франции, а азы парфюмерного искусства начал осваивать уже дома, на предприятиях фирмы «Ралле»: «С 1902 года наш технический директор Лемерсье стал обучать меня парфюмерному искусству. С радостью воздам я ему дань глубокого почитания за его артистизм и блестящие технические навыки. Всё в нём было оригинально, начиная с его манеры жить и одеваться. Это был великий новатор, никогда не соглашавшийся следовать привычным меркам и отчётливо предвидевший все то новое, что химия и производство натуральных продуктов внесут в парфюмерию, содействуя её расцвету».
Работая парфюмером с 1907 года, Эрнест Бо, как и его учитель, разыскивал неизвестные ещё продукты и употреблял их в самых замечательных и неожиданных комбинациях. Со временем он стал ведущим парфюмером у Ралле. Для этого Дома он создал целый ряд ароматов, самыми удачными из которых, на его взгляд, стал «Букет Наполеона», созданный к 100-летию Бородинской битвы, и «Букет Екатерины» - в честь 300-летия династии Романовых.
С началом Первой мировой войны Эрнест Бо ушел на фронт. Он получил за храбрость несколько орденов. После революции Бо эмигрирует во Францию, но в 1918 году он опять в России: в составе союзной миссии Бо был одним из ведущих сотрудников разведывательного отдела штаба Главного Верховного командования союзных войск в Архангельске. Бо курировал Мудьюгский концлагерь, созданный интервентами в августе 1918 года в Архангельской губернии. Автор книги «Записки заключенного» Павел Рассказов пишет о том, что «толстый, с круглой бритой обрюзгшей физиономией, напоминающей бульдога, с широкой инициативой в проявлении зверств, Бо был типичным жандармом и охранником». Да… Трудно соединить в сознании утонченного мастера по созданию ароматов от-кутюр и «типичного» жандарма. Но, к сожалению, таковы факты.
В конце 1919 года Эрнест Бо вернулся во Францию и приступил к работе на фабрике Ралле. Альфонс Ралле в 1857 году, уехав из России, организовал производство в Грассе, знаковом для парфюмеров месте. Воздух Грасса, пропитанный запахом розового масла, - это и есть запах самой Франции. Цветы, цветы, цветы …Здесь тонны розовых лепестков, собранных на рассвете, превращались в литры розового масла. Оно растекалось по флаконам и развозилось по разным городам и странам.
Эрнест Бо был человеком творческим. Он был новатором. Бо работал с синтетическими продуктами большой крепости, порой даже с малоприятными запахами, если только это могло дать ему новую оригинальную ноту. Он считал, что всякий ароматный продукт может быть дополнен и облагорожен за счёт добавки достаточно большого количества ценных натуральных эссенций и тонких синтетических ароматов.
Коко Шанель о встрече с Бо написала так: «…Химик достал маленький флакончик, открыл притертую пробку и подал мне. Ещё не взяв стекло в руки, я уже почувствовала что-то необычное. Шлейф! У этого запаха определенно был шлейф! Потом Дмитрий говорил, что так гончая замирает, почуяв дичь». Шанель была под большим впечатлением. Она тут же дает установку парфюмеру: «Вы должны создать запах элегантной женщины. Женщины, понимаете, а не вазы с цветами».
И вот перед ней результаты поиска: «На столике выстроились в ряд пять пронумерованных даже не флаконов - обычных аптекарских ёмкостей с притертыми пробками. Ни в одном самом дорогом магазине таких запахов не было. Это не отдельный цветок, даже не клумба, это непонятно что, вызывающее желание нюхать и нюхать. Янтарная жидкость за стеклом казалась волшебной. Конечно, я могла взять всё. Но для начала нужен один, всего один, тот, что станет моей визитной карточкой, моим символом, символом новой, МОЕЙ женщины…Мой палец ткнул в экземпляр, на аккуратно приклеенной бумажке которого стоял пятый номер».
Всё было элементарно: и название (по подсказке Дмитрия Павловича к «№ 5» всё-таки было добавлено имя), и флакон, напоминающий ёмкость для лекарств, и этикетка - белый ярлычок с двумя переплетенными черными буквами «С».
Первое производство было налажено прямо на фабрике Ралле. Там же полукустарным способом изготавливали и флаконы. Шанель не терпелось проверить эффект от нового аромата. «Первую попытку я сделала прямо на глазах у изумленных Дмитрия и Эрнеста Бо. В ресторане осторожно брызнула духами на платья нескольких женщин. Немного погодя результат был налицо: половина ресторана откровенно принюхивалась им вслед…Хотелось крикнуть - Получилось!».
Представляю, как был доволен сам создатель. Ведь за этим успехом (только с годами станет понятно, насколько грандиозным) - годы поиска, опытов, удач и полного разочарования в себе и в профессии. По воспоминаниям «грасских» учеников, Эрнест Эдуардович «иногда, чувствуя, что сумел верно передать то, что искал, и будучи в особенно хорошем настроении, принимал победоносный вид и, смеясь, объявлял, что чувствует себя Наполеоном французской парфюмерии…». Наверняка, так было и в тот раз!
Но полукустарное производство флаконов и упаковки (предприятие Ралле не было заточено на выпуск специальных ёмкостей для духов) могло перечеркнуть все достижения химии: неплотная пробка позволяла духам терять свою прелесть довольно быстро. Шанель же, прежде чем решиться на масштабное промышленное производство, необходимо было создать соответствующий спрос. Она с первых своих шагов в модельном деле хорошо знала, что такое реклама, и «сарафанному радио» отводила в ней первое место.
100 флаконов «Шанель №5» было подарено самым шикарным дамам Парижа. «Прошло всего два дня, а меня уже осаждали: «Мадемуазель, когда же поступят в продажу ваши духи? В каком магазине они будут продаваться?»». Слава пришла практически мгновенно. Молва об аромате разошлась быстро по Парижу, по Европе, по миру: о нем узнали и в Америке, и в Азии...
Судьба аромата уникальна. Он живёт, продолжая волновать женщин и мужчин, уже сто лет. Он меняется со временем: каждый следующий парфюмер фирмы-производительницы придает аромату новое звучание. И каждое поколение по-новому его преподносит.
В 1937 году лицом аромата стала сама Коко Шанель. Она позировала для рекламы в номере отеля Ritz. В 1954 году увековечила аромат Мэрилин Монро, отвечая на вопрос журналиста «что она надевает на ночь». «Лишь несколько капель №5» - и продажи тут же взлетели до небес. Одну из самых популярных реклам аромата в 1971 году создала Катрин Денёв совместно с Chanel: только портрет актрисы и только флакон. Без каких-либо слоганов, свойственных обычной рекламе. Регулярно в рекламные ролики вкладывают огромные средства: 2004 год (Николь Кидман), 2009 год (Одри Тоту, воплотившая образ Шанель в картине «Коко до Шанель»), 2012 год (лицом аромата впервые стал мужчина - Брэд Питт), 2014, 2016, 2020… Меняется история, меняется философия времени, а интерес к аромату, уже новому по звучанию, остаётся неизменным.
«Шанель №5», видимо, вне возраста, вне поколений, вне времени. Кто может ответить на вопрос, в чём тайна такого невероятного успеха именно у этого аромата? Может быть, отчасти, и в той сохраненной со времен Коко Шанель нотке парфюмерной памяти, вложенной в ароматную композицию её создателем, парфюмером из России Эрнестом Эдуардовичем Бо? «Меня часто спрашивают, как мне удалось изобрести «Шанель №5»? Отвечаю: я создал эти духи в 1920 году, когда вернулся с войны. Часть моей военной службы прошла на Севере, за полярным кругом. Во время летнего полярного дня озера здесь излучают особую свежесть. Этот характерный запах я сохранил в памяти, и после с большим трудом мне удалось воссоздать именно его».
P.S. Надеюсь, что Вы открыли для себя что-то новое. Подписывайтесь на мой канал: мне будет приятно, а Вы и в следующий раз не пропустите интересные статьи и факты.