Два советских вертолёта совершили посадку в Пакистане в районе Мираншаха (Северный Вазиристан, Хайбер-Пахтунхва) 6 июля 1985 года.
Правительство Пакистана сообщило о дезертирстве экипажей двух советских вертолётов Ми-24 по национальному телевидению и радио.
Правительственные чиновники Пакистана не стали рассуждать в субботу вечером после события о том, что произойдет с вертолетами Ми-24. Эти вертолёты известны, как самые совершенные действующие боевые вертолеты советской постройки, и они могут представлять большой интерес для разведки западных вооружённых сил.
Я проходил службу двумя годами позже в Афганистане: в 1987 году в городе Гардез провинции Пактия. При определённых обстоятельствах я стал свидетелем разговора об угнанных ранее вертолётах. К сожалению моё положение было таковым, что я при этом разговоре оказался случайно, и мой интерес не был удовлетворён, т.к. задавать вопросы моё положение не предполагало. Афганец говорил через переводчика начальнику ОО. Обрывки фраз я носил десятилетиями. Мне было интересно, как это могло произойти и неужели вертолёты угнали советские пилоты? Со временем я понял, что пропавших без вести вертолётчиков такой группой не было. И мне стало понятно, что этот угон совершили пилоты ВВС Афганистана.
С тем эта история и забылась на время, пока я не стал готовиться к экспедиции в Пакистан в 2018 году. Об угнанных вертолётах мне рассказал Ренат Шафиков, в прошлом командир взвода разведроты 66 бригады. В одной из экспедиций в Пакистан ему пакистанец рассказал, как два советских вертолёта приземлились на территории Пакистана. Ренат предположил, что вертолётчики, после БШУ, уходя от средств ПВО - заблудились. В последствии у вертолётов кончилась горючка в момент попытки пересечь границу в обратную сторону.
Попытались идти по ущелью, но ввиду высоты перевала - у вертолётов в разряженном воздухе не хватило мощности преодолеть его.
К сожалению история с нашими "крокодилами" была куда прозаичнее и трагичнее одновременно. Читаем сообщение зарубежных СМИ за те числа.
ИСЛАМАБАД, Пакистан (AP) — Два пилота-диссидента афганских ВВС ускользнули от собственных средств ПВО, пролетев низко над горами в субботу, и дезертировали со своими боевыми вертолетами и экипажами в Пакистан, сообщили официальные лица.
По словам представителя правительства, два пилота посадили свои вертолеты Ми-24 советского производства в приграничном пакистанском городе Мираншах и попросили политического убежища.
Представитель, настоявший на анонимности, сказал, что пилотам и пяти членам экипажа разрешено оставаться в Пакистане и что их просьба о предоставлении убежища рассматривается.
Самолеты афганских ВВС дезертировали и раньше, но считается, что это был первый раз, когда два вертолета бежали вместе.
Ми-24, получивший кодовое название ″Hind″ в западных силах обороны, является самым грозным боевым вертолетом в советском арсенале.
Большой, хорошо бронированный вертолет несет несколько пулеметов и вооружен бомбами и ракетами. По данным Jane's All the World's Aircraft, Ми-24 может нести восемь полностью экипированных десантников.
Ми-24 предназначен для действий против сухопутных войск и нанес большие потери антимарксистским партизанам, сражающимся с просоветским режимом в Афганистане.
О дезертирстве впервые объявила партизанская группа Юнус Халис, которая заявила, что помогла организовать дезертирство и что экипажи вертолетов были членами ее организации.
Халис сказал, что экипажи Ми-24 планировали побег и договорились с лидерами партизан в Кабуле, столице Афганистана. Детали были проработаны два дня назад в Кабуле, - говорится в заявлении Халиса.
Группа заявила, что все семь перебежчиков были членами Халис и присоединятся к сопротивлению, как только им будет предоставлено политическое убежище.
Вертолёты были угнаны с советской авиабазы в Гардезе в афганской провинции Пактия.
Вертолеты, возможно, выполняли боевое задание. Лидеры партизан заявили, что самолет сбросил бомбы, прежде чем войти в воздушное пространство Пакистана.
В последние годы произошла волна дезертирства афганских пилотов и офицеров, что побудило афганских и советских сотрудников службы безопасности ограничить количество топлива до количества, необходимого для выполнения миссии.
В сентябре прошлого года в Мираншах приземлился экипаж пассажирского самолета Ан-24 советской постройки. Все пять офицеров афганских ВВС, включая полковника, получили убежище. (об этой истории мы расскажем в следующих публикациях)
С тех пор, как в декабре 1979 года в Афганистан вошли советские войска, которые руководили свержением одного марксистского правителя и приходом к власти его преемника, афганские самолеты с их экипажами дезертировали как минимум еще три раза.
Лидеры партизан и западные дипломатические источники недавно сообщили, что диссидентские афганские офицеры в прошлом месяце взорвали 21 реактивный истребитель-бомбардировщик на огромной базе в Шинданде на западе Афганистана.
Источники, которые говорили при условии, что их имена не называются, заявили, что диверсия была организована офицерами, недовольными тем, что им приказали бомбить деревни, подозреваемые в пособничестве партизанам.
По словам источников, после инцидента несколько высокопоставленных офицеров ВВС были казнены, а другие заключены в тюрьму по приказу высшего афганского руководства.
В последние годы тысячи афганских солдат дезертировали, многие присоединились к исламским партизанам, сражающимся с режимом.
Правительство Кабула поддерживают примерно 115 000 советских солдат. Партизаны действуют с баз в Пакистане, в том числе с объектов в районе Мираншах. (агентство AP)
Источники в афганских эмигрантах в Пешаваре сообщили, что было семь перебежчиков из провинции Пактия в Афганистане. (Архив Нью-Йорк Таймс)
По данным Международного института стратегических исследований в Лондоне, афганские ВВС имели в 1979-89 гг двадцать вертолётов Ми-24 (25)