Найти тему
Ромашковый сбор

Почему надо сохранить вокзал во Владимире

Текст: Василий Лужбин

Здание вокзала во Владимире, архивный снимок.
Здание вокзала во Владимире, архивный снимок.

Во Владимире набирает обороты борьба за местный вокзал. В этом году должна начаться его реконструкция. Но есть опасения, что ремонт здания убьет его самобытность.

Первое здание вокзала во Владимире (две последних фотографии в подборке) построили еще до революции, и простояло оно до начала 1970-х, пока его не снесли и не построили новое — в модернистском стиле. Именно художественное исполнение является его и сильной, и слабой стороной.

Вокзал интересен своей отсылкой к многовековой архитектуре Владимира, пусть на первый взгляд он и выглядит просто. Белый цвет и облицовка известняком — это привет древним храмам и постройкам Владимира, они такого же цвета и из аналогичного материала. Рельефные фасады тоже помогают гармонично вписать здание в компанию к своим многовековым соседям, как и ненавязчивые декоративные элементы вроде цветных барельефов над входом, которые отсылают к временам Владимирского княжества.

Барельефы над входом в вокзал.
Барельефы над входом в вокзал.

Отдельно стоит упомянуть плафон, изготовленный в городе Гусь-Хрустальный во Владимирской области, который известен производством стекла с XVIII века.

Фрагмент плафона.
Фрагмент плафона.

Что касается ахиллесовой пяты вокзального здание — это непонимание модернистской архитектуры в России. Вокзал во Владимире может потерять свой исторический облик из-за попытки осовременить его интерьеры: даже плафон может исчезнуть, а отсылающая к истории города облицовка уступит место вентфасадам. Состояние вокзала сегодня действительно не идеально, но примеры успешных реконструкций послевоенных зданий есть — в них приятно находиться, они выглядят аккуратно, и если уж и появляется в них что-то современное, то оно не конфликтует с оригинальным замыслом.

Архивная фотография вокзала с Pastvu.
Архивная фотография вокзала с Pastvu.

С планом ремонта борются владимирские активисты. Открытое письмо в поддержку здания выпустили директор музея архитектуры Елизавета Лихачева и архитектор Сергей Чобан. Вы тоже можете его подписать — это отнимет минуту. И как показывает практика, общественный резонанс действительно может спасти здание.